Гречко М.В.кандидат экономических наук, доцент Высшей школы бизнеса, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация Mishanya1981@mail.ru
Предмет. Статья посвящена исследованию императивов развития высшего образования в условиях перехода к модели новой индустриализации экономики России, что является одной из актуальных проблем в экономическом анализе. Цели. В качестве научной цели обозначена проблема разработки теоретической базы, а также формального описания новой социально-экономической модели отечественной экономики, основанной на несырьевых (интеллектуальных, инновационных) факторах обеспечения развития с позиций политэкономической, эволюционной и институциональной экономической теории. При этом автор исходил из предположения о том, что в условиях постиндустриальных преобразований современная модель экономического развития должна быть ориентирована на опережающее развитие адекватно потребностям постиндустриального общества секторов генерации знаний и сектора промышленного производства. Методология. Исследование базируется на познавательном потенциале результатов политэкономической теории, а также эволюционной и институциональной экономической теории, позволивших доказать, что ядром новой индустриальной модели развития выступают знания, аккумулируемые работниками, и инновации, а ее ключевым элементом выступает индустриальный работник и его способность к креативному труду. Результаты. Опираясь на теорию интеллектуального капитала, методы системного и институционального анализа, инструментального проектирования, аргументировано, что в основе функционального обеспечения новой индустриальной модели находятся доминантные технологии, т.е. преимущественно высокие технологии, а также нано- и когнотехнологии, генная инженерия, инженерия знаний, проектирование будущего, синтез и конструирование организаций. Приоритетными же императивами развития высшего образования в условиях перехода к модели новой индустриализации экономики России являются: императив обеспечения глобальной конкурентоспособности национальной экономики как ее системного качества; императив формирования плацдармов постиндустриальных преобразований; императив опережающего накопления интеллектуального капитала в сфере высшего образования. Выводы и значимость. Полученные результаты должны стать основой для формирования фундамента опережающего развития национальной экономики при переходе ее к постиндустриальному этапу, повышения ее как внутренней, так и внешней эффективности. Практические результаты могут быть использованы органами государственной власти при разработке стратегии социально-экономического развития страны.
Ключевые слова: система образования, интеллектуальный капитал, императив, неоиндустриальная модель
Список литературы:
Теория и практика экономики и социологии знания: Научный совет по Программе фундаментальных исследований Президиума РАН «Экономика и социология знания» / под общ. ред. академика Г.В. Осипова. М.: Наука, 2007. 301 с.
Гречко М.В. Принцип возрастающей отдачи в системе образования // Экономика XXI века: модернизация в аспекте глобализации: материалы Международной науч.-практ. конф. Саратов: Центр профессионального менеджмента «Академия Бизнеса», 2012. C. 69–74.
Смирнов С.В. Динамика промышленного производства в СССР и России. Ч. I: Опыт реконструкции, 1861–2012 гг. // Вопросы экономики. 2013. № 6. С. 56–83.
Некипелов А.Д.,Ивантер В.В., Глазьев С.Ю. Политика перехода к эффективной экономике // Экономист. 2014. № 1. С. 3–31.
Наумов С.В. Управление международной конкурентоспособностью в системе первоочередных практических задач модернизации экономики России. М.: Весь мир, 2013. 127 с.
Хэмел Г., Прахалад К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня / пер. с англ. М.: Олимп-бизнес, 2002. 275 с.
Корчагин Ю. Измерение национального человеческого капитала. URL: Link.
Халин В.Г. Исследовательские университеты: мировой опыт // Инновации. 2005. № 7. С. 78–82.
Шукшунов В.Е. Состояние, перспективы развития и повышения эффективности инновационной деятельности высшей школы России // Инновации. 2005. № 6. С. 11–18.