+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Национальные интересы: приоритеты и безопасность»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
5.2.4. Финансы
5.2.5. Мировая экономика
5.2.6. Менеджмент

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Императивы развития высшего образования в условиях перехода к модели новой индустриализации экономики России

т. 11, вып. 41, ноябрь 2015

Получена: 30.07.2015

Одобрена: 06.08.2015

Доступна онлайн: 10.11.2015

Рубрика: УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ

Страницы: 13-23

Гречко М.В. кандидат экономических наук, доцент Высшей школы бизнеса, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация 
Mishanya1981@mail.ru

Предмет. Статья посвящена исследованию императивов развития высшего образования в условиях перехода к модели новой индустриализации экономики России, что является одной из актуальных проблем в экономическом анализе.
     Цели. В качестве научной цели обозначена проблема разработки теоретической базы, а также формального описания новой социально-экономической модели отечественной экономики, основанной на несырьевых (интеллектуальных, инновационных) факторах обеспечения развития с позиций политэкономической, эволюционной и институциональной экономической теории. При этом автор исходил из предположения о том, что в условиях постиндустриальных преобразований современная модель экономического развития должна быть ориентирована на опережающее развитие адекватно потребностям постиндустриального общества секторов генерации знаний и сектора промышленного производства.
     Методология. Исследование базируется на познавательном потенциале результатов политэкономической теории, а также эволюционной и институциональной экономической теории, позволивших доказать, что ядром новой индустриальной модели развития выступают знания, аккумулируемые работниками, и инновации, а ее ключевым элементом выступает индустриальный работник и его способность к креативному труду.
     Результаты. Опираясь на теорию интеллектуального капитала, методы системного и институционального анализа, инструментального проектирования, аргументировано, что в основе функционального обеспечения новой индустриальной модели находятся доминантные технологии, т.е. преимущественно высокие технологии, а также нано- и когнотехнологии, генная инженерия, инженерия знаний, проектирование будущего, синтез и конструирование организаций. Приоритетными же императивами развития высшего образования в условиях перехода к модели новой индустриализации экономики России являются: императив обеспечения глобальной конкурентоспособности национальной экономики как ее системного качества; императив формирования плацдармов постиндустриальных преобразований; императив опережающего накопления интеллектуального капитала в сфере высшего образования.
     Выводы и значимость. Полученные результаты должны стать основой для формирования фундамента опережающего развития национальной экономики при переходе ее к постиндустриальному этапу, повышения ее как внутренней, так и внешней эффективности. Практические результаты могут быть использованы органами государственной власти при разработке стратегии социально-экономического развития страны.

Ключевые слова: система образования, интеллектуальный капитал, императив, неоиндустриальная модель

Список литературы:

  1. Теория и практика экономики и социологии знания: Научный совет по Программе фундаментальных исследований Президиума РАН «Экономика и социология знания» / под общ. ред. академика Г.В. Осипова. М.: Наука, 2007. 301 с.
  2. Гречко М.В. Принцип возрастающей отдачи в системе образования // Экономика XXI века: модернизация в аспекте глобализации: материалы Международной науч.-практ. конф. Саратов: Центр профессионального менеджмента «Академия Бизнеса», 2012. C. 69–74.
  3. Смирнов С.В. Динамика промышленного производства в СССР и России. Ч. I: Опыт реконструкции, 1861–2012 гг. // Вопросы экономики. 2013. № 6. С. 56–83.
  4. Некипелов А.Д., Ивантер В.В., Глазьев С.Ю. Политика перехода к эффективной экономике // Экономист. 2014. № 1. С. 3–31.
  5. Наумов С.В. Управление международной конкурентоспособностью в системе первоочередных практических задач модернизации экономики России. М.: Весь мир, 2013. 127 с.
  6. Хэмел Г., Прахалад К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня / пер. с англ. М.: Олимп-бизнес, 2002. 275 с.
  7. Корчагин Ю. Измерение национального человеческого капитала. URL: Link.
  8. Халин В.Г. Исследовательские университеты: мировой опыт // Инновации. 2005. № 7. С. 78–82.
  9. Шукшунов В.Е. Состояние, перспективы развития и повышения эффективности инновационной деятельности высшей школы России // Инновации. 2005. № 6. С. 11–18.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-875X (Online)
ISSN 2073-2872 (Print)

Свежий номер журнала

т. 20, вып. 10, октябрь 2024

Другие номера журнала