Горгола Е.В.доктор экономических наук, профессор кафедры экономики, бухучета и финансов, Московский областной институт управления и права, Ивантеевка, Московская область, Российская Федерация evg-gorgola@ya.ru
Предмет. В статье показано стремление США сохранить свое лидирующее геополитическое положение любой ценой, которое во многом продиктовано интересами военного бизнеса и его стейкхолдеров. Цели. Статья посвящена исследованию сущности, места и роли военного производства в экономической и политической жизни американского общества, анализу основных действующих лиц и заинтересованных сторон военного бизнеса, движущих сил и механизмов, генерирующих агрессивную внешнеполитическую стратегию США. Цель данного исследования - обосновать и раскрыть истинные источники, с одной стороны, макроэкономических проблем в США, а с другой - места и роли военной экономики как локомотива развития страны в последние годы. Методология. На основе использования институционального аппарата исследования, обобщения, обработки и систематизации обширного статистического материала выясняется структура участников военного бизнеса в США, мотивы их деятельности и комплекс интересов, связанных с военными приготовлениями, а также методы, способы и пути достижения коммерческих целей. Результаты. Применение методов институционального анализа позволяет подтвердить гипотезу об изменении структуры военного бизнеса в США, основных мотивах деятельности и интересах военно-промышленных компаний, администрации США и всего внешнеполитического истеблишмента, военного лобби, малого бизнеса, университетской науки, а также организаций и учреждений, инициирующих военную пропаганду и информационную войну, выполняющих заказы Пентагона. В свою очередь, американские СМИ обеспечивают военную истерию и манипулирование общественным мнением, подчиненным глобалистским (в конечно счете коммерческим) интересам правящих кругов. Выводы. Дальнейшее усиление агрессивности американского империализма, в основе которой погоня за сверхприбылями, расшатывает экономику и общество в самих США, становится угрозой для всего мира.
Ключевые слова: военный бизнес, военно-промышленный капитал, военные расходы, стратегия национальной безопасности, глобальное лидерство
Список литературы:
Barnett Thomas P.M. Great Powers: America and World after Bush. New York: Putnam Publishing Grupp, 2009.
Буренок В.М., Горгола Е.В., Викулов С.Ф. Национальная безопасность России в эпоху сетевых войн: монография / под общ. ред. В.М. Буренка. М.: Изд. гр. «Граница», 2015. 192 с.
Викулов С.Ф. Экономика военного строительства: эволюция взглядов на проблемы, методы, решения. М.: Изд. гр. «Граница», 2013. 454 с.
Громов Л.М., Фарамазян Р.А. Военная экономика современного капитализма. М.: Воениздат, 1975. 272 с.
Уваров Н. Бизнес на службе Пентагона // Зарубежное военное обозрение. 2009. № 5. С. 3–8.
Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: ГелиосАРВ, 1999. 352 с.
Райнерт Э.С. Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны стали бедными. М.: ГУ ВШЭ, 2011. 384 с.
Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Алгоритм, 2000. 685 с.
Почепцов Г.Г. Информационные войны. М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2000. 576 с.
Почепцов Г.Г. Информационно-политические технологии. М.: Центр, 2003. 384 с.