Грачёв И.Д.доктор экономических наук, главный научный сотрудник лаборатории моделирования социально-экономических процессов, Центральный экономико-математический институт РАН, депутат Государственной Думы, Москва, Российская Федерация idg19@mail.ru
Шарапов М.М.студент 5-го курса, Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Российская Федерация m.sharapov@me.com
Тема. Темой статьи является переход к газомоторному топливу – сжиженному природному газу в конкретном транспортном коридоре, проходящем по территории России, Казахстана и Китая. Целии задачи. Экономическая оценка перехода грузового транспорта на альтернативное топливо – сжиженный природный газ. Авторами поставлены следующие задачи: выявление возможности создания газовой автозаправочной сети, покрывающей площадь 550 тыс. км2; производство соответствующих экономических расчетов, подтверждающих значимые социально-экономические выгоды проекта; рассмотрение возможности снижения выброса углекислых газов. Методология. Осуществлен анализ мирового опыта по направлению исследования, проведено сравнение возможных инфраструктурных и технологических решений. Обоснован выбор международного транспортного коридора «Западная Европа – Западный Китай». Представлен возможный сценарий перехода, использованы данные, полученные в ходе предыдущего этапа работы. Результаты. Доказано, что переход на альтернативное топливо дает значимые социально-экономические выгоды. Развитие автозаправочной сети не только снизит себестоимость доставки грузов, но и создаст новые рынки сбыта газа, а также рабочие места по всему маршруту следования транспорта. Рассмотренный в работе сценарий позволяет сэкономить на топливе более 700 млн долл. США, что позитивно скажется на росте товарооборота между Россией и Китаем. Важной частью перехода является снижение выбросов оксидов углерода более чем на 30%. Выводы. Предложенный подход внедрения альтернативного топлива на большой территории с четко определенным и заинтересованным конечным потребителем выгодно отличается от современных идей перехода лишь в крупных городах. Полученные результаты могут быть использованы для дальнейшего более глубокого анализа возможности создания автозаправочной сети и подготовки к переходу на газомоторное топливо.
Ключевые слова: альтернативное топливо, международный транспортный коридор
Список литературы:
Белькинд Л.Д., Веселовский О.Н., Конфедератов И.Я., Шнейберг Я.А. История энергетической техники. М.: ГЭИ, 1960. 665 с.
Макарова И.В., Габсалихова Л.М., Буйвол П.А., Валиев И.И. Перспективы и риски перевода автомобильного транспорта на газомоторное топливо // Фундаментальные исследования. 2013. № 10-6. С. 1209–1214.
Макарова И.В., Хабибуллин Р.Г., Валиев И.И. Применение форсайт-технологий при разработке стратегии развития рынка автомобильной техники на альтернативных видах топлива // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 4. URL: Link.
Линниченко П.С. Оценка экономического эффекта от перевода автомобильного транспорта предприятия на компримированный природный газ // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2014. № 11. С. 72–76.
Кряжев И.А., Иванов М.Н. Таможенный союз: новые экономические возможности России // Стандарты и качество. 2011. № 3. URL: Link.
Грязнов М.Б. Применение газомоторного топлива в Российской Федерации: проблемы и перспективы // Вестник Финансового университета. 2013. № 4. С. 21–31.
Николаев В.Г., Ганага С.В. Возможные масштабы и эффект использования ветроэлектрических станций для производства сжиженного газа в России // Нефтегазовое дело. Электронный журнал. 2011. № 6. С. 463–470. URL: Link.
Макарова И.В., Габсалихова Л.М., Буйвол П.А., Валиев И.И. Анализ рисков создания инфраструктуры для реализации государственной программы перевода общественного транспорта на газ // Фундаментальные исследования. 2013. № 11. С. 880–884.
Мкртчан Я.С. Газификация и газоснабжение транспорта России. Проблемы и перспективы. М.: Нефть и газ, 2012. 240 с.