Савельева М.В.доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента, Институт бизнеса и делового администрирования (РАНХиГС при Президенте РФ), Москва, Российская Федерация marina.savelyeva@gmail.com
Предмет и тема. В современных условиях активизации глобализации, ужесточения конкуренции и усложнения экономической обстановки в мире вопросы формирования конкурентоспособности регионов приобретают особую актуальность. В связи с этим темой данного исследования стали особенности формирования конкурентоспособности российских регионов. Цели. Выявление основных особенностей и источников формирования конкурентоспособности российских регионов, а также определение направлений их развития. Методология. В данном исследовании с помощью сравнительного анализа конкурентных преимуществ российских регионов выявляются основные источники их развития. Результаты. В качестве основных источников конкурентных преимуществ российских регионов выделены совершенствование территорий с высоким научно-техническим потенциалом, эффективное осуществление исследовательских разработок, многообразие и разноплановость развития регионов. Область применения. Выделенные автором особенности и источники формирования конкурентоспособности регионов нашей страны, а также направления их развития могут быть использованы в практической деятельности федеральных и региональных органов государственной власти. Выводы. Преобразование выявленных источников в конкурентоспособность возможно через: сфокусированность деятельности органов государственного управления на привлечение частных вложений в инновационную активность; предоставление помощи российским изобретателям в получении патентов, признанных на международном уровне; стимулирование исследовательской деятельности и осуществление нововведений; вовлечение органов государственного управления во взаимодействие со всеми заинтересованными сторонами, в выстраивание интеграционных объединений, сетей некоммерческих и исследовательских организаций, имеющих единую систему передачи информации и других ресурсов.
Полтерович В.М. Элементы теории реформ: монография. М.: Экономика, 2007. 447 с.
Кузьминов Я.И., Радаев В.В., Яковлев А.А., Ясин Е.Г. Институты: от заимствования к выращиванию. Опыт российских реформ и возможное культивирование институциональных изменений. М.: ГУ ВШЭ, 2005. 54 с.
Визгалов Д.В. Брендинг города. М.: Фонд «Институт экономики города», 2011. 82 с.
Котлер Ф., Асплунд К, Рейн И., Хайдер Д. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы. СПб: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, Питер, 2005. 382 с.
Динни К. Брендинг территорий. Лучшие мировые практики. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 336 с.
Марсталл Д., Боргсдорф Д., Блайденберг Э. и др. Опыт города Шарлотт. Дорожная карта преобразования и повышения эффективности системы городского управления. М.: Олимп-Бизнес, 2010. 304 с.
Владимирова О.Н. Методические подходы к формированию рейтинга инновационной восприимчивости региона // Инициативы XXI века. 2010. № 4-5. С. 68–72.
Савельева М.В. Управление развитием конкурентных преимуществ регионов – «локомотивов роста»: монография. М.: МАКС Пресс, 2013. 316 с.
Татаркин А.И. Формирование конкурентных преимуществ регионов // Регион: Экономика и Социология. 2006. № 1. С. 141–154.
Пилясов А.Н. И последние станут первыми. Северная периферия на пути к экономике знаний. М.: Либроком, 2009. 544 с.