Валеева С.В.аспирантка кафедры организационно-управленческих инноваций, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Российская Федерация vsabira@mail.ru
Предмет. В статье рассматриваются особенности индустрии туризма, раскрываются понятия туристского кластера и кластерного подхода, основные принципы образования и функционирования кластеров. Уделено внимание важности внедрения инноваций в туризме, взаимосвязи кластерного подхода и инновационного обновления. Приводятся примеры образования и функционирования туристских кластеров за рубежом. Цели. Анализ оценка развития кластерного подхода в сфере туризма, выявление необходимых условий для успешного образования и функционирования кластеров, способствующих увеличению въездного и внутреннего туризма. Исследование потенциала России для развития внутреннего и въездного туризма. Методология. В ходе исследований использован горизонтальный сравнительный анализ, контент-анализ нормативных документов, законодательства Российской Федерации. Сделаны прогнозы развития, разработаны конструктивные предложения, направленные на формирование долгосрочных перспектив кластеров туристско-рекреационной деятельности на региональном уровне, изучен и обобщен передовой опыт зарубежных стран. Результаты. Выявлена необходимость применения кластерного подхода, имеющего очевидные преимущества с точки зрения управления инновационным развитием, значительного стимулирования региональной экономики. Установлено, что целесообразно создание на этой основе системы передачи новых знаний и технологий, форсирование распространения «совокупного инновационного продукта» по сети взаимосвязей в общем региональном и экономическом пространстве, повышение качества продукции и услуг. Показано, что для перехода туризма на инновационный путь развития и внедрения конкурентоспособных технологий производства продукции и предоставления услуг целесообразно создание технологической платформы. Выводы. Сделан вывод о необходимости активизации государства в развитии туристской сферы, объединения усилий власти, институтов образования и науки, туристских организаций для успешной реализации кластерной политики. Отмечено, что зарубежный опыт создания и функционирования туристских кластеров заслуживает пристального внимания, обобщения и творческого применения в российских условиях.
Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 1071 с.
Гриненко Г.П. Туризм – как инновационная составляющая развития экономики России // Особенности развития социально-экономических систем в условиях глобализации: монография / под ред. проф. С.В. Куприянова. Белгород: Изд-во БГТУ, 2012. С. 138–145.
Калинина Л.Е. Планирование туризма как элемент программно-целевого метода государственного управления // Туризм: право и экономика. 2013. № 2. С. 25–26.
Калинина Л.Е. Государственное управление туризмом: традиционно вместе со спортом? // Туризм: право и экономика. 2008. № 3. С. 18–20.
Киричук С., Силин А. Особенности туризма в северных регионах // Вестник Совета Федерации. 2013. № 6–7. С. 82–87.
Мантаева Э.И., Куркудинова Е.В. Мировой опыт кластерной модели развития // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2011. № 4. URL: Link.
Портер М. Конкуренция. М.: Вильямс, 2005. 608 с.
Черненко В.А., Колпащикова Т.Ю. Развитие культурно-познавательного туризма в Северо-Западном федеральном округе Российской Федерации: монография. Спб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2012. 179 с.
Шепелев И.Г., Маркова Ю.А. Туристско-рекреационные кластеры – механизм инновационного совершенствования системы стратегическим управлением развития региона // Современные исследования социальных проблем: электронный научный журнал. 2012. № 3. URL: Link.