Гречко М.В.кандидат экономических наук, доцент Высшей школы бизнеса, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация MVGrechko@mail.ru
Предмет. Статья посвящена исследованию состояния и функций сектора услуг высшего образования отечественной экономики в эпоху «глобальных изменений», что является одной из значимых и актуальных задач в экономическом анализе. Цели и задачи. В качестве научной цели обозначена проблема формального описания состояния, трендов и функций сектора услуг высшего образования отечественной экономики в эпоху «глобальных изменений» с позиций политэкономической, эволюционной и институциональной экономической теории. Автор исходит из предположения о том, что на существующем этапе социально-экономического развития страны необходим сопряженный характер развития образования и остальных сфер национальной экономики. С учетом задач исследования идентифицированы основные функции сектора услуг высшего образования отечественной экономики, а также дано концептуальное обоснование особой роли сферы образования, выступающей основным драйвером происходящих «глобальных изменений». Методология. Исследование базируется на общей политэкономической теории, а также эволюционной и институциональной экономической теории, позволивших доказать, что в условиях высокой скорости обновления знаний и информации требуется соответствующий уровень адаптации основных субъектов рынка к изменяющимся внешним условиям и факторам. Это подразумевает внутреннюю модернизацию сектора услуг высшего образования, выражающуюся в индивидуализации образовательных траекторий, создании игровых онлайн-сред, дистанционных школ и университетов, использовании электронных наставников и др. Результаты. С помощью теории интеллектуального капитала, методов структурного, институционального, системного анализа и инструментального проектирования показано, что переход к инновационному образованию должен строиться на новой функциональной основе. Это обусловливает вычленение качественно иных функций сектора услуг высшего образования в условиях эпохи «глобальных изменений», меняющих всю парадигму развития высшей школы. Выводы и значимость. Полученные результаты могут стать основой для формирования фундамента опережающего развития национальной экономики при переходе ее к постиндустриальному этапу, повышения как внутренней, так и внешней ее эффективности. Практические результаты могут быть использованы органами государственной власти при разработке стратегии социально-экономического развития страны.
Ключевые слова: система образования, интеллектуальный капитал, функции, информационные технологии, сектор услуг высшего образования
Список литературы:
Атлас новых профессий. М.: Агентство стратегических инициатив. Сколково, 2014. 168 с. URL: Link.
Долятовский В.А., Топилина Н.В. Инновационное управление вузом при адаптации к рынку образовательных услуг: монография. Таганрог: ТГПИ, 2013. С. 12–18.
Новиков В.С. Государственно-частное партнерство как механизм трансформации сферы образовательных услуг: монография. Краснодар: ЮИМ, 2013. С. 12–18.
Сапир Ж. К экономической теории неоднородных систем. М.: ГУ ВШЭ, 2001. 248 с.