Зозуля В.В.доктор экономических наук, профессор кафедры налогов и налогообложения, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Российская Федерация zva-inga@mail.ru
Фитчин А.А.аспирант кафедры управления, экономики и внешних связей лесного хозяйства и лесной промышленности, Московский государственный университет леса, Мытищи, Московская область, Российская Федерация fitchin.gizelking@yandex.ru
Саханов В.В.кандидат экономических наук, заведующий сектором инвестиционной и структурной политики, Государственный научный центр лесопромышленного комплекса, Москва, Российская Федерация sakhanov@rambler.ru
Предмет. В статье рассматривается состояние торговли лесоматериалами Российской Федерации на мировых рынках. Основное внимание уделено проблемам, с которыми сталкиваются российские лесопромышленники в условиях присоединения России к ВТО. Тема. Для выработки предложений по повышению экспортного потенциала лесного сектора экономики и исключения на внутреннем рынке излишнего импорта требуется определиться с основными трендами развития мировой торговли лесоматериалами, связанными в первую очередь с производством инновационной продукции. Цели. Анализ роли и места Российской Федерации в мировой торговле лесоматериалами, определение проблемных вопросов и поиск путей их решения. Задачи. Разработка авторских предложений по импортозамещению лесобумажных товаров на основе освоения инновационных технологий по выпуску лесопродукции в интересах внутреннего и внешних рынков. Методология. На основе системного изучения основных трендов развития мирового рынка лесопродукции проведен комплексный анализ реального состояния возможностей повышения конкурентоспособности российских предприятий. Результаты. Предложен ряд мер государственной поддержки повышения конкурентоспособности российских лесных товаров, обеспечивающих импортозамещение на внутреннем рынке и развитие экспортного потенциала. Область применения. Разработанные авторами предложения могут использоваться как органами исполнительной власти регионов при формировании кластеров и индустриальных парков, так и потенциальными инвесторами при планировании развития производств по выпуску продукции, альтернативной импортной. Выводы. Сделан вывод о необходимости формирования ключевой группы лесобумажной продукции, подлежащей импортозамещению, по которой при разработке плана действий по развитию лесного комплекса Российской Федерации («Дорожная карта») необходимо осуществлять меры государственной поддержки отрасли.
Ключевые слова: лесной комплекс, конкурентоспособность, мировая торговля лесоматериалами, импортозамещение, господдержка
Список литературы:
Кожемяко Н.П. Управление стратегическим развитием лесного сектора Российской Федерации на принципах частно-государственного партнерства: монография. М.: ГНЦ ЛПК, 2011. 160 с.
Коньшакова С.А., Кузнецов С.Г. Механизм развития конкуренции на региональных лесосырьевых рынках: монография. Брянск: Изд-во БрГИТА, 2012. 200 с.
Кривокоченко Л.В. Мировой рынок мебели и позиции на нем России в свете присоединения к ВТО // Российский внешнеэкономический вестник. 2012. № 8. С. 68–78.
Суханов В.С. Роль биоэнергетики в повышении эффективности лесопромышленного комплекса России // Деревообрабатывающая промышленность. 2010. № 1. С. 2–5.
Renewables 2015. Global status report. Annual Reporting on Renewables: Ten years of excellence. Paris, REN21 Secretariat, 2015. 250 p.