Савина Т.Н.кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории, Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, Саранск, Российская Федерация savinatn@yandex.ru
Тема. Современное состояние социально-экономического развития России требует переосмысления взглядов на процесс развития бизнеса с точки зрения внедрения в его деятельность основ корпоративной социальной ответственности (КСО). Решение существующей проблемы возможно с помощью активного внедрения в практику хозяйственной деятельности критериев социально ответственного поведения. Цели. Комплексный анализ ключевых критериев социально ответственного поведения бизнеса. Методология. Методологической основой исследования послужили диалектический метод в сочетании исторического и логического единства, метод эмпирического обобщения, методы структурного и функционального анализа, традиционные приемы экономического анализа и синтеза, а также специфические методы оценки динамики критериев КСО (экспертные оценки). В работе использованы также инструменты системного анализа. Результаты. Определены критерии социально ответственного поведения бизнеса, которые предложено объединить в четыре блока (труд; социальное партнерство; заработная плата; охрана труда). Проведен детальный анализ таких критериев КСО, как достойная оплата труда, качество обслуживания клиентов, забота компаний о своих сотрудниках, этика бизнеса, охрана окружающей среды. Дана оценка уровня жизни населения, выявлены приоритетные характеристики клиентов, которыми они руководствуются в процессе совершения покупки; изучены национальные особенности деловой этики. Предложен комплекс мероприятий по охране окружающей среды. Выводы и значимость. Сделан вывод о том, что четкое соответствие бизнеса требованиям социально ответственного поведения есть ключевой конкурентный механизм, задающий условия устойчивому развитию. Установлено, что усилия социально ответственного бизнеса должны быть сосредоточены на внедрение в его деятельность анализируемых критериев. Результаты работы могут быть активно использованы при составлении рейтинга социально ответственных компаний, разработке этических кодексов и составлении этических карт.
Bоwen H. Social Responsibilities of the Businessman. NY: Harper & Row. 1953. P. 120–124.
Карнеги Э. Автобиография. Евангелие богатства. СПб: Попурри, 2014. С. 473.
Berle A., Means G. The Corporation and Private Property. NY: The MacMillion Company, 1932. P. 256–274.
Chandler A.D. The Visible Hand. The Managerial Revolution in American Business. Cambridge, Mass.: Harvard Univ. Press, 1977. P. 87–92.
Schwartz M., Caroll A. Corporate Social Responsibility: A Three-Domain Approach // Business Ethics Quarterly. 2003. Vol. 13. Iss. 4. P. 503–530.
Благов Ю.Е. Корпоративная социальная ответственность. Эволюция концепции. СПб.: Высшая школа менеджмента СПбГУ. 2010. 272 с.
Кричевский Н., Гончаров С. Корпоративная социальная ответственность. М.: Дашков и К, 2008. С. 216.
Салимова T., Ольховикова Н. Инструменты системной деятельности по улучшению в области социально ответственного поведения организации // Стандарты и качество. 2012. № 12. С. 74–78.
Соболева И. Социальная ответственность бизнеса: глобальный контекст и российские реалии // Вопросы экономики. 2005. № 10. С. 63–72.
Либоракина M.И. Социальные инвестиции российских компаний. М.: Институт экономики города, 2004. 230 c.
Литовченко С., Корсакова M. Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания. М.: Ассоциация менеджеров, 2003. С. 100.
Якимец В.Н. Социальные инвестиции российского бизнеса: механизмы, примеры, проблемы, перспективы. М.: УРСС, 2005. 184 с.