Предмет. С ростом миграционных потоков в странах СНГ, в том числе и странах ЕАЭС, особую актуальность приобретают вопросы согласования пенсионной политики стран – членов Евразийского экономического союза, возможности и основные направления гармонизации пенсионных законодательств. Цели. На основе сравнительного анализа пенсионных законодательств выявить степень сходства и различия пенсионных систем, пути их сближения, возможности координации действий по их реформированию, преодоления имеющихся проблем социального обеспечения в рамках создаваемого единого экономического пространства. Методология. В работе использована пенсионная законодательная база стран – членов ЕАЭС, результаты научно-исследовательской работы по изучению подходов к гармонизации законодательства на финансовых рынках ЕАЭС. Автором использовались комплексный и системный подходы, методы – логический и исторический, анализа и синтеза, индукции и дедукции, обобщения и унификации. Результаты. Проведен анализ пенсионных систем стран ЕАЭС, определены основные различия, на основе зарубежного опыта реформирования систем пенсионного обеспечения предложены пути поэтапного сближения нормативно-правовой базы стран ЕАЭС при формировании единого пенсионного пространства, выявлены основные барьеры создания общего рынка пенсионных накоплений. Выводы. Обоснована необходимость координации действий по реформированию пенсионных систем на пути гармонизации пенсионных законодательств, а также создания механизмов, обеспечивающих сохранение и перевод пенсионных прав. В основе союзного договора по пенсионному обеспечению должны лежать гарантии по обеспечению равных пенсионных прав трудовых мигрантов и членов их семей на территории всего экономического союза.
Алмакаева А.М., Костенко В.В. Трансграничный перевод пенсионных прав в странах Евразийского экономического сообщества и европейского союза // Экономическая социология. Электронный журнал. 2014. Т. 15. № 4. С. 53–67. URL: Link _t15_n4.pdf#page=53.
Карабчук Т.С., Соболева Н.Э., Перебоев В.С. Введение общего пенсионного пространства в странах евразийского экономического союза: насколько это важно и каковы последствия? // Евразийская экономическая интеграция. 2014. № 3. С. 5–24.
Михайлова С.С. Сравнительный анализ пенсионных систем России и развитых стран // Экономика и управление. 2013. № 12. С. 47–51.
Карабчук Т.С., Соболева Н.Э., Костенко В.В., Алмакаева А.М., Жюстен А. Мобильность пенсий в рамках Евразийского экономического союза и СНГ. СПб: Колорит, 2014. 102 c.
Данилькевич М.А. Перспективы развития пенсионной системы Российской Федерации // НИФИ. Финансовый журнал. 2013. № 4. С. 93–101.
Белановский С.А. Разработка предложений по реформированию пенсионной системы России с учетом опыта Казахстана // Инновации и инвестиции. 2013. № 5. С. 55–59.
Подкорытов Р.А. Применим ли чилийский опыт реформирования пенсионной системы в России? // Вестник Московского университета. Сер. 6. Экономика. 2009. № 5. С. 23–34.
Искакова З.Д., Амангельдиева Ж.А. По вопросу накопительных пенсионных фондов Республики Казахстан и их инвестиционной политики // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 6. С. 95–99.
Шавишвили Д.Ф., Измайлова Н.А., Шейнин Л.Б. О гармонизации пенсионного законодательства государств-членов ЕврАзЭС // Вопросы экономики и права. 2015. № 5. С. 98–103.
Stepan M., Anderson K.M. Pension reform in the European periphery: The role of EU reform advocacy // Public Administration and Development. 2014. Vol. 34. Iss. 4. P. 320–331.
Simonovits A. International Economic Crisis and the Hungarian Pension Reform. Budapest: Institute of Economics, Hungarian Academy of Sciences, 2011. 18 p.