Литвинова А.В.доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой финансов и кредита, Волжский гуманитарный институт (филиал) Волгоградского государственного университета, Волжский, Волгоградская область, Российская Федерация litvinova_av@mail.ru
Парфёнова М.В.кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита, Волжский гуманитарный институт (филиал) Волгоградского государственного университета, Волжский, Волгоградская область, Российская Федерация pvv_65@mail.ru
Литвинов Е.О.кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и управления, Волжский гуманитарный институт (филиал) Волгоградского государственного университета, Волжский, Волгоградская область, Российская Федерация polaris_ltd@mail.ru
Предмет. Обзор и характеристика видов и содержания некредитных рейтингов коммерческих банков, методические подходы к их разработке и реализации. Цели. Анализ современной теории и практики присвоения некредитных рейтингов коммерческим банкам, обоснование объективной необходимости их совершенствования, разработка новых моделей рейтинга результативности деятельности коммерческих банков и банковских продуктов. Методология. Для достижения поставленной цели, обеспечения обоснованности теоретических положений и практических рекомендаций в работе использованы абстрактно-логический, субъектно-объектный, сравнительный методы научного исследования. Результаты. Систематизированы и описаны некредитные рейтинги, присваиваемые коммерческим банкам. По признаку объекта рейтингования выделены два основных типа рейтинга – результативности деятельности коммерческих банков и банковских продуктов; по способу расчета – рейтинги на основе комплексной количественной характеристики и рейтинги, формируемые по какому-либо одному основополагающему единичному показателю. Проанализированы результаты научных исследований и российская практика присвоения некредитных рейтингов коммерческим банкам, их продуктам и услугам. Показана необходимость разработки новых подходов к формированию рейтингов коммерческих банков, позволяющих комплексно, на основе совокупности качественных и количественных параметров, наиболее привлекательных для потенциальных и фактических клиентов, оценить результативность деятельности банков (для рейтингов собственно коммерческих банков) и условия предоставления банковских продуктов и услуг (для целей рейтингования продуктов и услуг банков). Выводы. На примере депозитной деятельности коммерческих банков разработаны две модели рейтинга: рейтинг банков по условиям предоставления депозитов и рейтинг депозитов, предоставляемых банками. Методики, обеспечивающие реализацию моделей и расчет рейтинга, апробированы на примере коммерческих банков, осуществляющих деятельность в Волгоградской области.
Ключевые слова: коммерческий банк, рейтинги, некредитные рейтинги, рейтинги банков по вкладам физических лиц, методики расчета рейтинга
Список литературы:
Никитина Е.Б. Особенности банковских рейтинговых оценок // Вестник Пермского университета. Сер. Экономика. 2011. № 3. С. 87–92.
Карминский А.М., Трофимова Е.В. Роль рейтингов в развитии бизнес-процессов российских банков // Вестник МГИМО Университета. 2012. № 1. С. 260–266.
ХотетовськаО.Б. Особливості сучасних методик рейтингового оцінювання банківських установ за рівнем конкурентоспроможності // Статистика України. 2014. № 1. С. 10–15.
Ануашвили Н.А. Методы оценки инвестиционных рейтингов и инвестиционной емкости коммерческих банков // Транспортное дело России. 2009. № 4. С. 54–59.
Пересецкий А.А., Карминский А.М., Суст А.Г.О. ван. Моделирование рейтингов российских банков // Экономика и математические методы. 2004. Т. 40. № 4. С. 10–25.
Кошелюк Ю.М. Применение рейтингов в банковском риск-менеджменте // Банковское дело. 2007. № 12. С. 79–83.
Майорова Л.В. Российская практика рейтингования надежности коммерческих банков // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. 2011. № 4. С. 98–107.
Буздалин А.В. Как построить рейтинг стратегической надежности банков // Банковское дело. 2000. № 11. С. 45–62.
Аристова Е.М. Определение рейтинга объектов // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. Системный анализ и информационные технологии. 2014. № 2. С. 51–56.
Sundbo J., Gallouj F. Innovation as a Loosely Coupled System in Services. In: Innovation Systems in the Service Economy: Measurement and Case Study Analysis. Boston, Dordrecht and London: Academic Publishers, 2001. 322 p.