Климов Р.В.кандидат технических наук, доцент, заведующий отделом инноваций и научно-образовательных проблем, ВНИИ социального развития села, Орловский государственный аграрный университет, г. Орёл, Российская Федерация climow.ruslan@yandex.ru
Тема. В связи с усиливающимися проблемами села необходим поиск альтернативных источников повышения качества жизни населения и развития инфраструктуры. Одним из возможных путей является развитие несельскохозяйственных видов деятельности, в том числе туризма на сельских территориях. Для России это относительно новое и перспективное направление, позволяющее, с одной стороны, горожанам приобщаться к традиционному укладу жизни сельских жителей, с другой – развивать альтернативные виды занятости для последних. Цели. Определение условий и факторов формирования конкурентоспособного туристического продукта на сельских территориях в сфере культурно-познавательного, экологического и приключенческого, охотничьего и рыболовного, сельского, аграрного и спортивного туризма с учетом экологически ориентированного использования природно-рекреационного и культурно-исторического потенциала региона и регулирования антропогенных нагрузок на экосистемы. Методология. В работе методом SWOT-анализа проанализированы слабые и сильные стороны развития туризма на сельских территориях, его возможности и обстоятельства, которые оказывают на отрасль негативное влияние. Результаты. Выявлен природно-рекреационный и культурно-исторический потенциал региона, проблемные вопросы развития, поставлены задачи для формирования конкурентоспособного туристического продукта на сельских территориях. Наиболее значимыми мероприятиями в сфере туризма являются создание благоприятных условий для развития регионального туризма, рекламно-информационное обеспечение его развития, преумножение материально-технической базы туризма, формирование конкурентоспособного регионального туристского продукта, кадровое и научное обеспечение развития туризма. Выводы. Сделан вывод о том, что при целенаправленной и обеспеченной ресурсами региональной политике можно нейтрализовать большинство слабых сторон и сформировать конкурентоспособный продукт. Среди ожидаемых результатов развития отрасли – рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от туристской деятельности, улучшение показателей, характеризующих состояние природно-рекреационного и культурно-исторического потенциала региона.
Ключевые слова: сельские территории, туризм, SWOT-анализ, ресурсы, потенциал региона
Список литературы:
Студенникова Н.С. Оценка демографического потенциала сельских территорий федеральных округов Российской Федерации: материалы Международной научно-практической конференции «Тенденции развития экономики и менеджмента». Казань: Инновационный центр развития образования и науки, 2014. С. 155–158.
Агаларова Е.Г., Косинова Е.А. Особенности формирования агротуристического рынка в России // Молодой ученый. 2012. № 11. С. 140–143.
Абряндина В.В., Здоров М.А. Концептуальные модели агротуристической интеграции в России // Экономика сельского хозяйства России. 2014. № 10. С. 50–55.
Лебедько Е.Я., Кислова Е.Н., Ториков В.Е. Сельский туризм – новый шанс для возрождения и развития села // Международный журнал экспериментального образования. 2012. № 5. С. 43–44.
Уланов Д.А. Туризм на сельских территориях: опыт, проблемы, перспективы // Молодой ученый. 2013. № 6. С. 455–459.
Анисимова Н.Н., Демерчян Н.С., Зотова С.В., Кантемиров Д.А. Сельский туризм как фактор повышения конкурентоспособности рекреационной сферы России // Известия Сочинского государственного университета. 2013. № 1-2. С. 108–115.
Шарыбар С.В. Агротуризм как направление устойчивого развития сельских территорий: новые идеи: материалы II Международного форума «Сельский туризм в России». М.: Росинформагротех, 2013. С. 67–70.
Бенько Е.В. Методические подходы к определению потенциала развития туристско-рекреационной сферы экономики Российской Федерации // Вопросы экономики и права. 2011. № 1. С. 311–316.
Татаркин А.И. Саморазвитие территориальных социально-экономических систем как потребность федеративного обустройства // Экономика региона. 2014. № 4. С. 9–26.
Лапочкина В.В. Привлекательный имидж туристской территории как инструмент сохранения культурно-исторического и природного наследия // Вестник национальной академии туризма. 2008. № 2. С. 39–43.
Olins W. Branding Nation – The Historical Context // Journal of Brand Management. 2002. Vol. 9. P. 1–9.
Котлер Ф., Асплунд К., Рейн И., Хайдер Д. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы. СПб: Стокгольмская школа экономики, 2005. 390 с.
Учитель Ю.Г., Учитель М.Ю. SWOT-анализ и синтез – основа формирования стратегии организации. М.: Либроком, 2010. 328 c.
Шабалина Н.В., Власов В.С. Эволюция представлений о туристско-рекреационном потенциале как основе формирования и развития туристско-рекреационных систем: материалы Международной научной конференции «Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования». М.: Советский спорт, 2008. С. 391–399.