Интеллектуальная собственность в российском профессиональном футболе как объект системы управления в виртуальном пространстве: основные положения бизнес-модели
Гумерова Г.И.доктор экономических наук, профессор, Фонд инфраструктурных и образовательных программ, Группа РОСНАНО, Москва, Российская Федерация Guzel.Gumerova@rusnano.com
Шаймиева Э.Ш.доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента, Институт экономики, управления и права, Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация shaimieva@ieml.ru
Тема. В условиях развития рынка интеллектуальной собственности в реальном и виртуальном пространствах, особенно в процессе подготовки России к чемпионату мира по футболу 2018 г. особую актуальность приобрели вопросы изучения бизнес-модели российского профессионального футбола на мезо- и микроуровнях. Цели. Формирование положения об объектах интеллектуальной собственности футбольного клуба для управления в реальном и виртуальном пространствах, обоснование необходимости регулирования специфических и универсальных объектов интеллектуальной собственности в реальном и виртуальном пространствах. Анализ оборота рынка профессионального российского футбола на основе управления объектами интеллектуальной собственности, обоснование необходимости регулирования вопроса отношения футбольной организации к доходу (прибыли) в организационно-правовой форме (коммерческой, некоммерческой). Разработка основных положений бизнес-модели российского профессионального футбола на основе системы управления объектами интеллектуальной собственности в реальном и виртуальном пространствах. Методология. Общенаучные методы теоретического и эмпирического познания; анализ, классификация теоретических источников, гипотезы, эмпирический анализ рынка российского профессионального футбола, методика оценки управления объектами интеллектуальной собственности. Результаты. Разработаны основные положения бизнес-модели российского профессионального футбола на основе системы управления объектами интеллектуальной собственности в реальном и виртуальном пространствах. Система управления профессиональной футбольной организацией состоит из двух блоков: обязательного (для системы управления профессиональной футбольной организацией на мезо- и микроуровнях, системы управления объектами интеллектуальной собственности в реальном и виртуальном пространствах) и дополнительного (для статистики профессионального футбола как части спорта, социальной ответственности профессионального футбола в реальном и виртуальном пространствах). Выводы. Сформулированы положения для российского профессионального футбола на мезо- и микроуровнях на основе управления объектами интеллектуальной собственности в виртуальном пространстве. Практические результаты применимы в спортивном менеджменте российского профессионального футбола.
Ключевые слова: профессиональный футбол, бизнес-модель, система управления, виртуальное пространство, объекты интеллектуальной собственности
Список литературы:
Маркетинг спорта / под ред. Дж. Бича, С. Чедвика. М.: Альпина Паблишерз, 2010. 706 с.
Кузин В.В., Кутепов М.Е. Спортивный менеджмент и практика развития спорта: выводы и предложения зарубежных специалистов // Теория и практика физической культуры. 1996. № 2.
Степанова О.Н. Конкуренция на рынке физкультурно-спортивных услуг: виды, особенности, стратегии // Теория и практика физической культуры. 2007. № 3.
Шестакова Е.В. Управление интеллектуальной собственностью // Менеджмент в России и за рубежом. 2013. № 2. С. 99–105.
Дашян М.С. Интеллектуальная собственность в бизнесе: изобретение, товарный знак, ноу-хау, фирменный бренд. М.: ЭКСМО, 2009. 304 с.
Алтухов С.В. Новые формы конкурентной борьбы за зрителя // Современная конкуренция. 2008. № 2. С. 23–29.
Pascal C. van Overloop. Internationalisierung professioneller Fußballclubs: Grundlagen, Status quo und Erklärung aus Sicht des internationalen Managements. Wiesbaden: Springer Gabler, 2015. 470 p.
Beiseinherz M. Der professionelle Sport und das europäische Kartellrecht: zwischen ökonomischem Wettbewerb und sportlichem Wettkampf. Köln: Heymann Auflage, 2011. 257 p.
Lochmann R. Die Einräumung von Fernsehübertragungsrechten am Sportveranstaltungen: zugleich ein Beitrag zur Einräumung von Nutzungs- und Verwertungsrechten im System des Privatrechts. Tübingen: Mohr Siebeck, 2005. 342 p.
Laier M. Die Berichterstattung über Sportereignisse: eine rechtsvergleichende Untersuchung zur Existenz und Vermarktung von medialen Verwertungsrechten für den Hörfunk und die Neuen Medien. Tübingen: Mohr Siebeck, 2007. 585 p.
КашинаА.Д. Эффективность программ привлечения болельщиков на детские футбольные матчи в целях подготовки молодых футболистов: материалы V Международной научной конференции студентов и молодых ученых «Университетский спорт: здоровье и процветание нации». Т. 2. Казань: Поволжская ГАФКСиТ, 2015. С. 377–379.
Караник А.В. Процесс трансформации видеоигр из товара в услуги: материалы V Международной научной конференции студентов и молодых ученых «Университетский спорт: здоровье и процветание нации». Т. 2. Казань: Поволжская ГАФКСиТ, 2015. С. 373–375.
Киселёв М.А. Сообщества в социальных сетях – одна из форм обратной связи для управления физической культурой и спортом: материалы V Международной научной конференции студентов и молодых ученых «Университетский спорт: здоровье и процветание нации». Т. 2. Казань: Поволжская ГАФКСиТ, 2015. С. 379–382.
Мазурина М.А. Виртуальное рыночное пространство как площадка для рынков, стремящихся к симметричности информации // Молодой ученый. 2011. Т. 1. № 2. С. 114–117.
Гумерова Г.И., Шаймиева Э.Ш. Управление интеллектуальной собственностью в футбольных клубах (на примере муниципального учреждения ФК «Рубин») // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 2. С. 31–42.