Морозов А.А.аспирант отдела институционального развития регионов, Институт экономики Карельского научного центра РАН, Петрозаводск, Республика Карелия, Российская Федерация morozov589@gmail.com
Тема. Статья посвящена актуальной теме внутреннего туризма как фактора социально-экономического развития региона. Объектом исследования являются внутренние и внешние туристы, предметом – социально и экономически значимые инновационные формы внутреннего туризма в Республике Карелия. Цели и задачи. Выявление особенностей этнической идентичности региона, изучение роли топонимики и этнофутуризма в повышении туристской привлекательности региона, разработка модели практического применения топонимики и этнофутуризма в развитии новых форм внутреннего туризма. В целом исследование нацелено на решение мультидисциплинарной научной задачи – обоснования современных форм развития внутреннего туризма этнического региона на основе сочетания исторического, культурного, социологического и экономического подходов. Методология. В работе представлено эмпирическое исследование с использованием социологического метода разведывательного типа (формализованное интервью). С помощью логического метода и метода анализа и синтеза разработана поэтапная проектная модель развития туристских дестинаций на основе топонимики и этнофутуризма Республики Карелия. Результаты. Получены данные, позволяющие сделать выводы о высокой привлекательности и значимости топонимов для жителей региона и приезжих туристов. Представлены проектные идеи по практическому применению топонимов и этнофутуризма для развития инновационных форм культурно-исторического внутреннего туризма северного этнического региона Республики Карелия. Выводы. Развитие историко-культурного туризма на основе топонимов и этнофутуризма является перспективным направлением внутреннего туризма как фактора социально-экономического развития региона. Драйверами этого направления являются представители регионального сообщества: региональная власть, социально ответственный бизнес, активные социальные и профессиональные группы, носители культурных символов. Развитие инновационных современных форм национальной идентичности способствует развитию регионального сообщества, а также разнообразию и укреплению межнациональных связей, что приводит к развитию российского общества в целом.
Ключевые слова: этнография, этнофутуризм, туризм, регион, культура
Список литературы:
Дыбин В.А. Культурно-историческое наследие Республики Карелия: материалы Международной научно-практической конференции «Роль туризма в модернизации экономики российских регионов». Петрозаводск: Карельский НЦ РАН, 2010. С. 203–205.
Грибушин А.И. Реализация бизнес-проекта «Горный парк Рускеала»: материалы Международной научно-практической конференции «Роль туризма в модернизации экономики российских регионов». Петрозаводск: Карельский НЦ РАН, 2010. С. 199–202.
Васильева А.В. Разработка стратегии развития культурно-исторической дестинации // Труды Карельского НЦ РАН. Сер. Регион: экономика и управление. 2012. № 6. C. 200–203.
Матвеева Е.А. Типология международного регионализма в исторической перспективе // Известия Алтайского государственного университета. 2012. № 4-2. С. 163–167.
Малахов В.С. Национальное государство, национальная культура и культурный суверенитет // Вопросы философии. 2011. № 9. С. 87–95.
Смирягин Л.В. О региональной идентичности. В кн.: Вопросы экономики и политической географии зарубежных стран. Вып. 17. М., Смоленск: Ойкумена, 2007. С. 21–49.
Рябинин Е.А. Финно-угорские племена в составе Древней Руси: к истории славяно-финских этнокультурных связей. СПб: Изд-во СПбГУ, 1997. 260 с.