Недоспасова О.П.доктор экономических наук, доцент кафедры экономики, Институт социально-гуманитарных технологий Национального исследовательского Томского политехнического университета, Томск, Российская Федерация opnedospasova@tpu.ru
Кайда А.Ю.студентка Института кибернетики Национального исследовательского Томского политехнического университета, Томск, Российская Федерация anastasiakaida@gmail.com
Недоспасов А.А.студент Северского технологического института – филиала Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», Северск, Томская область, Российская Федерация onotole.great@yandex.ru
Предмет. Глобальные вызовы последних лет значительно обострили актуальность широкого спектра вопросов, связанных с финансированием национальных систем высшего образования (изменением его общих принципов, объемов, структуры источников, подходов к оценке эффективности затрачиваемых ресурсов). Цели. Целью исследования является изучение реакций, возникших в национальных системах высшего образования стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в ответ на глобальные кризисные явления последних лет. Методология. Основываясь на данных официальной статистики, приведенных в сборнике ООН Education at a Glance 2014. OECD Indicators, проанализированы изменения, произошедшие в последние годы в объемах, структуре и эффективности вложений в сферу высшего образования в различных странах, входящих в данную организацию. Результаты. Выявлены основные направления изменений в финансировании высшего образования, характерные в последние годы для стран ОЭСР. Доказана важность учета частной и общественной отдачи на образовательные инвестиции при принятии стратегических решений об изменениях в структуре источников финансирования высшего образования. Выводы. Сделаны выводы о том, что национальные системы образования отреагировали на усиление бюджетных ограничений весьма неоднозначно: часть стран ОЭСР сохранили верность докризисным принципам финансирования высшего образования, другие – решились на их существенную корректировку. Обосновано предположение о возможных причинах весьма противоречивых ответов различных стран ОЭСР на глобальную экономическую турбулентность.
Ключевые слова: финансирование, высшее образование, кризис, структура, динамика
Список литературы:
Гринберг Р.С. и др. Человеческий капитал: мировые тенденции и российская действительность. М.: Изд-во ИЭ РАН, 2009. 410 с.
Ясин Е.Г. Сценарии для России на долгосрочную перспективу. Новый импульс через два десятилетия: материалы XIII Международной научной конференции по проблемам развития науки и общества. М.: Изд-во НИУ ВШЭ, 2012. 82 с.
Ben-Porath Y. The Production of Human Capital and Tile Life Cycle of Earnings. New York, London, 1970. 204 p.
Blundell R., Dearden L., Meghir C., Sianesi B. Human Capital Investment: The Returns from Education and Training to the Individual, the Firm and the Economy // Fiscal Studies. 1999. Vol. 20. № 1. P. 1–23.
Hanushek, E.A. & Wöβmann, L. The Role of Education Quality in Economic Growth / World Bank Policy Research Working Paper 4122. Washington: The World Bank. 2007.
Соболева И.В. Провалы рынка в сфере образования: механизмы коррекции // Интеграл. 2014. № 1. С. 100–102.
Рощина И.В., Мальцев Д.Б. Уровни социально ориентированной экономики и процесс становления различных форм «новой экономики» // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 324. С. 309–312.
Hicks N. Economic Growth and Human Resources. Washington, D.C.: World Bank. Staff Working Paper, 1980. № 408. 124 p.
Плискевич Н.М. Человеческий капитал в трансформирующейся России. М.: Изд-во ИЭ РАН, 2012. 231 с.
Прогноз развития высшего образования в России: 2009–2011 гг. / под ред. Т.Л. Клячко. М.: Макс Пресс, Фонд «Новая Евразия», 2009. 401 с.
Российский работник: образование, профессия, квалификация: монография / под ред. В.Е. Гимпельсона, Р.И. Капелюшникова. М.: Изд-во НИУ ВШЭ, 2011. 574 с.
Недоспасова О.П., Барышева Г.А., Таран Е.А. Многосубъектный подход к обеспечению благополучия: взгляд с позиций теории человеческого капитала. Томск: Изд-во ТГУ, 2015. 290 c.
Кайда А.Ю., Недоспасова О.П. Национальные системы образования: проверка на устойчивость в условиях экономической турбулентности. В кн.: Экономика России в XXI веке: материалы XII Международной научно-практической конференции «Экономические науки и прикладные исследования». Т. 2. Томск: Изд-во ТПУ, 2015. С. 139–146.
Абанкина И.В., Абанкина Т.В., Николаенко Е.А., Филатова Л.М. Сравнительная характеристика систем высшего образования зарубежных стран: конкурентные методы финансирования // Экономика образования. 2013. № 1. С. 53–73.
Тейхейра П. Рынки в сфере образования: можем ли мы по-прежнему учиться у классиков? // Экономика образования. 2008. № 2. С. 75–84.
Сенчагов В.К., Иванов Е.В. Финансы домашних хозяйств как фактор экономического роста и повышения уровня жизни населения // Вестник института экономики РАН. 2012. № 3. С. 29–44.
Johnstone D. Cost-Sharing and the Cost Effectiveness of Grant and Loan Subsidies to Higher Education. Buffalo: Univ. at Buffalo Center for Comparative and Global Studies in Education, 2004. 49 p.