+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Национальные интересы: приоритеты и безопасность»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
5.2.4. Финансы
5.2.5. Мировая экономика
5.2.6. Менеджмент

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Мультипликативный эффект воспроизводства экономического потенциала региона

т. 12, вып. 10, октябрь 2016

Получена: 27.04.2016

Получена в доработанном виде: 04.06.2016

Одобрена: 12.08.2016

Доступна онлайн: 01.11.2016

Рубрика: УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ

Страницы: 58-67

Идзиев Г.И. кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Институт социально-экономических исследований Дагестанского НЦ РАН, Махачкала, Российская Федерация 
textima@mail.ru

Предмет. В статье рассматривается факт мультипликативного эффекта, объективные причины его возникновения и учет при моделировании параметров и векторов развития экономики региона. Проводится тестирование алгоритма формирования региональных мультипликаторов с выявлением влияния производственных и инвестиционных эффектов на рост ВРП на примере конкретного региона.
Цели. Оценка макроэкономических последствий эффективности реализации экономической политики в регионе на основе влияния производственных и инвестиционных эффектов на рост валового регионального продукта.
Методология. В работе использовалась методика определения синергетических и мультипликативных эффектов, основанная на кейнсианской теории, утверждающей, что основной прирост ВНП происходит в результате инноваций в продуктовой и технологической сферах.
Результаты. Несмотря на способность экономики региона к восстановлению и саморегулированию, ей необходим «инвестиционный допинг» в размере, способном генерировать инвестиционный эффект, перекрывающий отрицательный прирост воспроизводственной капитализации. Однако анализируя полученные данные, можно заметить следующее несоответствие – рост простого мультипликатора инвестиций сопровождается снижением простого производственного мультипликатора, что говорит о неэффективном использовании инвестиционного потенциала и, как следствие, о неэффективности проведения экономической политики в регионе.
Выводы. Расчет региональных мультипликаторов, применяемых при оптимизации отраслевой структуры экономики региона, позволяет учитывать уровень воздействия макроэкономического регулирования и управления на построение структурных характеристик развития экономики региона, а также помогает устранить стихийное инвестирование, которое может стать причиной наличия диспропорций в структуре экономики региона. Полученные результаты могут применяться при моделировании параметров и векторов развития экономики региона, определении значимости конкретных масштабных инвестиционных проектов.

Ключевые слова: мультипликативный эффект, воспроизводство, экономическая политика

Список литературы:

  1. Зуев В.Е. Факторы экономического развития и структурные реформы в России // Вопросы экономики. 2013. № 5. С. 56–72.
  2. Широв А.А., Янтовский А.А. Об инструментарии долгосрочного макроэкономического прогнозирования // Экономист. 2008. № 2. C. 31–44.
  3. Хрусталёв Е.Ю., Славянов А.С. Проблемы формирования инвестиционной стратегии инновационно-ориентированного экономического роста // Проблемы прогнозирования. 2011. № 3. С. 19–30.
  4. Сухарев О.С., Стрижакова Е.Н. Новая индустриализация – путь к повышению производительности труда в промышленности // Экономист. 2014. № 5. С. 6–18.
  5. Carpenter S., Demiralp S. Money, Reserves, and the Transmission of Monetary Policy: Does the Money Multiplier Exist? // Journal of Macroeconomics. 2012. Vol. 34. Iss. 1. P. 59–75.
  6. Корнейчук Б.В. Теоретические и идеологические основы доктрины «новой индустриализации» // Вопросы экономики. 2014. № 3. С. 141–149.
  7. Смирнов С.В. Динамика промышленного производства в СССР и России. Ч. 1. Опыт реконструкции, 1861–2012 гг. // Вопросы экономики. 2013. № 6. С. 59–83.
  8. Романова О.А. Стратегический вектор экономической динамики индустриального региона // Экономика региона. 2014. № 1. С. 43–56.
  9. Идзиев Г.И. Инновационное развитие промышленности региона // Региональные проблемы преобразования экономики. 2012. № 2. С. 151–158.
  10. Макаров Ю.Н., Хрусталёв Е.Ю. Механизмы реструктуризации наукоемких производств (на примере ракетно-космической промышленности) // Экономика и математические методы. 2010. Т. 46. № 3. С. 31–42.
  11. Сагидов Ю.Н. Основные позиционные установки эффективной инвестиционной политики // Региональные проблемы преобразования экономики. 2005. № 1-2. С. 2.
  12. Рудцкая Е.Р., Хрусталёв Е.Ю. Интеграционная методология инновационного развития наукоемких производств // Инновации. 2008. № 8. С. 83–90.
  13. Текутьев И.В. Концептуальный подход к оценке экономической эффективности диверсификации предпринимательской деятельности // Российское предпринимательство. 2014. № 7. С. 34–38.
  14. Абдулаев Ш.О., Садыкова А.М. Инновационное развитие субъектов РФ как основа формирования производительных сил // Вопросы структуризации экономики. 2013. № 4. С. 51–53.
  15. Титов Л.Ю. Синергетический и мультипликативный эффект инновационных сетей // Аудит и финансовый анализ. 2010. № 2. С. 120–126.
  16. Молчан А.С., Полиди А.А., Кабанова Н.И. Мультипликативный эффект капитализации финансово-экономического потенциала региональных социально-экономических систем: расчет и практическое применение // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2013. № 91. С. 1286–1301. URL: Link.
  17. Цапиева О.К., Идзиев Г.И. Анализ воспроизводственного потенциала республик Северо-Кавказского федерального округа // Проблемы современной экономики. 2012. № 2. С. 281–284.
  18. Абдулаев Ш.О., Садыкова А.М. Об экономической и производственной специализации субъектов Российской Федерации (на примере Республики Дагестан) // Региональные проблемы преобразования экономики. 2013. № 3. С. 91–94.
  19. Gupta S., Lehmann D.R., Stuart J.A. Valuing Customers // Journal of Marketing Research. 2004. Vol. 41. Iss. 1. P. 7–18.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-875X (Online)
ISSN 2073-2872 (Print)

Свежий номер журнала

т. 20, вып. 10, октябрь 2024

Другие номера журнала