Гумерова Г.И.доктор экономических наук, профессор, руководитель отдела образовательных проектов Департамента образовательных проектов и программ, Фонд инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО, Москва, Российская Федерация Guzel.Gumerova@rusnano.com
Шаймиева Э.Ш.доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента, Казанский инновационный университет (ИЭУП) им. В.Г. Тимирясова, Казань, Российская Федерация shaimieva@ieml.ru
Предмет. В статье проведен анализ и синтез концепции «обслуживающего лидерства» в период формирования экономики знаний. Тема. Анализ «обслуживающего лидерства» как концепции лидерства экономики знаний, основанной на этических принципах, проведен в области философии, направлений экономики с точки зрения эффективности концепции в организации в части организационного поведения, производительности труда. Синтез концепции осуществлен на базе модели управления неявными знаниями на основе выдвижения и обоснования пяти гипотез исследования в теоретических, институциональных, экономических положениях данной концепции. Цели. Анализ концепции «обслуживающего лидерства». Синтез концепции для модели управления неявным знанием. Разработка рекомендаций по формированию концепции лидерства в модели управления знаниями в организации применительно к российским условиям. Методология. Общенаучные методы теоретического, эмпирического познания. Результаты. Дополнено понятие «управленческие функции» руководителя в экономике знаний функцией высшего порядка – мировоззренческой. Осуществлена классификация теорий лидерства с 1967 г. по настоящее время с выделением ценностного подхода. Проведен анализ концепции «обслуживающего лидерства» в областях философии, экономики, эффективности в организации. Разработаны требования к концепции лидерства для модели управления знанием в организации в ее теоретических, институциональных, экономических положениях. Область применения. Результаты применимы для разработки национальных теорий лидерства, модели управления знанием, практики развития управленческих компетенций в экономике знаний, развития инструментария по извлечению неявного знания в организации в условиях гибридизации реального и виртуального пространства управления. Выводы. Сделаны выводы о невозможности использования концепции в российских условиях в целях влияния на эффективность организационного поведения ввиду существенных различий в национальных особенностях управления организацией в России и США. Проведена попытка формирования научного обоснования внедрения концепций управления (включая лидерство, организационное поведение) в кластерах 1-го и 2-го порядка, характерных для России.
Ключевые слова: теории лидерства, экономика знаний, иррациональное знание, неявное знание, организационное поведение
Список литературы:
Панкратова О.А. Соотношение рационального и нерационального в процедуре понимания научного познания. В кн.: История философии и теория познания: грани взаимодействия. Вып. 5. Ульяновск: Изд-во УлГУ, 2011. С. 156–160.
Нонака И., Такеучи Х. Компания – создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах. М.: Олимп-Бизнес, 2011. 384 c.
Гумерова Г.И., Шаймиева Э.Ш. Управление предприятиями высокотехнологичного бизнеса с учетом тенденций рынков явного и неявного знания // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 1. С. 156–171.
Сундуков A.B. Лидерство как управленческая технология развития организаций в информационной экономике // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. 2014. № 11. С 185–189.
Филонович С.Р. Поиски российской модели менеджмента: взгляды инсайдеров // Российский журнал менеджмента. 2004. № 3. С. 3–16.
Филонович С.Р. Теории лидерства в менеджменте: история и перспективы // Российский журнал менеджмента. 2003. № 2. С. 3–24.
Burton-Jones A. Knowledge Capitalism: Business Work and Learning in the New Economy. Oxford: Oxford University Press, 1999. 264 p.
Santora J.C., Sendjaya S., Sarros J.C. Defining and Measuring Servant Leadership Behavior in Organizations // Journal of Management Studies. 2008. Vol. 45. Iss. 2. P. 402–420.
Dierendonck van D. Servant Leadership: A Review and Synthesis // Journal of Management. 2011. Vol. 37. No. 4. P. 1228.
Pircher V., Peus C. Servant Leadership. In: Trends der psychologischen Führungsforschung. Neue Konzepte, Methoden und Erfahrungen. Göttingen: Hogrefe Verlag, 2014. P. 66–77.
Pircher V., Peus A. Servant Leadership aus wissenschaftlicher Sicht: Erfahrungen mit dem Servant Leadership Servey. In: Servant Leadership. Prinzipien dienender Führung in Unternehmen. Göttingen: Erich Scnmidt Verlag, 2014. P. 93–113.
Hofstede G. The Cultural Relativity of Organizational Practices and Theories // Journal of International Business Studies. 1983. Vol. 14. Iss. 2. P. 75–89
Peterson S., Galvin S., Galvin B., Lange D. CEO Servant Leadership: Exploring Executive Characteristics and Firm Performance // Personnel Psychologies. 2012. Vol. 65. Iss. 3. P. 565–596.
House R., Javidan M., Hanges P., Dorfman P. Understanding Cultures and Implicit Leadership Theories Across the Globe: An Introduction to Project GLOBE // Journal of World Business. 2002. Vol. 37. Iss. 1. P. 3–10.
Caroll B., Patterson K. Servant Leadership: A Cross Cultural Study Between India and the United States // Servant Leadership: Theory & Practice. 2014. Vol. 1. Iss. 1. P. 16–45.
Мудрагей Н.С. Рациональное и иррациональное – философская проблема (читая А. Шопенгауэра) // Вопросы философии. 1994 № 9. C. 53–65.
Гумерова Г.И., Шаймиева Э.Ш. Формирование концептуальных положений модели управления знаниями в организации: теоретико-методический подход (на основе эмпирического исследования) // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 3. С. 71–82.
Пудовкина Н.Г. Ментальные модели как основа и препятствия для аналитической деятельности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Сер. Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 349–352.
Филонович С.Р. Проблемы управления знаниями: происхождение и междисциплинарный характер // Экономические стратегии. 2010. Т. 12. № 5. С. 76–81.
Роббинз С. Основы организационного поведения. М.: Вильямс, 2006. 448 с.
Горохова Е.Ю. Социальная технология управления знанием в многонациональной организации. М.: Эдитус, 2013. 222 с.
Васильева А.Ф. Сервисное государство: административно-правовое исследование оказания публичных услуг в Германии и России. М.: РАП, 2012. 332 с.
Карловская Е.А. Сервисизация в секторе государственного управления: постановка проблем // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. 2011. № 4. C. 87–92.