Филин С.А.доктор экономических наук, профессор кафедры организационных и управленческих инноваций, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Российская Федерация safilin@mail.ru
Дамдиндорж Б.аспирант кафедры предпринимательства и логистики, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Российская Федерация batsaikhan34@yahoo.com
Тема. Выявление стратегических направлений развития инновационной, информационной и интернет-логистики в России. Цели. Анализ современного состояния инновационной, информационной и интернет-логистики в России и за рубежом и выработка на его основе стратегических направлений их развития в России и Монголии. Методология. В статье используются методы логического исторического исследования, сравнительного анализа и синтеза на основе принципов стратегического управления и прогнозирования. Новизной работы является выявление и систематизация стратегических направлений развития современной совместной логистической инфраструктуры в России и Монголии, выгоды для этих и других стран от развития инновационной, информационной и интернет-логистики. Результаты. Проанализированы этапы развития и современное состояние инновационной, информационной и интернет-логистики в России и за рубежом, связанные с ними возможности на соответствующих уровнях экономики. Систематизированы стратегические направления развития современной логистической инфраструктуры в России и Монголии и выгоды для этих и других стран от развития инновационной, информационной и интернет-логистики. Предложены теоретико-методологические подходы к развитию современных инновационной, информационной и интернет-логистики посредством сочетания инноваций и традиционных подходов к формированию логистической системы, соответствующей требованиям международных электронных рынков. Обоснованы возможные экономические преимущества России и Монголии от создания современной совместной логистической инфраструктуры. Выводы и значимость. Сделан вывод, что реализация проекта постройки железнодорожного пути из России через Монголию до Урумчи (КНР) и далее в Пакистан и Индию будет способствовать развитию отдельных российских территорий, переориентации существующих грузопотоков из России и увеличению ее экспортного потенциала. Однако в настоящее время Россия может выступать только страной-транзитером вследствие отставания в инновационной, информационной и интернет-логистических технологиях, технологиях интермодальных перевозок. На ее территории может формироваться только центр перераспределения транзитных грузопотоков между ЕС и АТР.
Вордлоу Д.Л., Вуд Д.Ф., Джонсон Д., Мерфи-мл. П.Р. Современная логистика. М.: Вильямс, 2009. 624 с.
Хаирова С.М. Инновационный подход в логистике как основа конкурентных преимуществ предприятий легкой промышленности: материалы научно-практической конференции «Государственная политика и научно-инновационная деятельность в сфере легкой промышленности: региональный аспект». Омск: Изд-во Омского гос. ин-та сервиса, 2007. С. 24–27.
Проценко О.Д. Логистические концепции: материалы IV Московского международного логистического форума «Бизнес и логистика». М.: Столичный бизнес, 2002. C. 18–19.
Филин С.А., Васильев В.В. Информатизация коммерции: монография. М.: Патент, 2006. 308 c.
Филин С.А. Теоретические основы и методология стратегического управления инновационным развитием: монография. Тула: Изд-во ТулГУ, 2010. 433 с.
Иванов Д.А. Виртуальные предприятия и логистические цепи: комплексный подход к организации и оперативному управлению в новых формах производственной кооперации. СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2003. 86 с.
Промыслов Б.Д., Жученко И.А. Логистические основы управления материальными и денежными потоками (проблемы, поиски, решения). М.: Нефть и газ, 1994. 104 с.
Федотенков Д.Г. Инновационная логистика как один из ключей в развитии экономики // Молодой ученый. 2014. № 4. С. 623–627.
Кузнецова Е.Ю., Волкова И.А. Инновационная логистика как инструмент управления конкурентоспособностью хозяйственных структур. В кн.: Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. Вып. 3. Тольятти: Изд-во Волжского областного гос. ун-та сервиса, 2012. С. 255–258.
Воронков А.Н., Фролова О.Н., Хавин Д.В., Захаров В.Я. Инновационная логистика // Вестник СамГУПС. 2012. № 2. С. 56–61.
Курбатов О., Новиков Д., Новиков Ф. Базовая и инновационная логистика как две части единой науки и сферы деятельности // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2007. № 2. С. 60–67.
Голоскоков В.Н. В одно русло… Инновационная логистика в структуре ОАО «Российские железные дороги» // Креативная экономика. 2007. № 8. С. 63–71.
Атоян В.Р., Жиц Г.И., Плотников А.Н. Логистическая поддержка инновационной деятельности: монография. Саратов: Изд-во СГТУ, 2005. 102 с.
Кузьмина Т.С. Формирование систем управления инновационной деятельностью на предприятиях (межотраслевой аспект). Одесса: Наука и техника, 2005. 49 с.
Якушев А., Лебедев В. Экономическое районирование как инструмент дифференцированного подхода к планированию социально-экономического развития отдельных территорий ДФО // Логистика сегодня. 2008. № 4. С. 222–232.
Филин С.А. Инновационно-инвестиционное управление в венчурном бизнесе: монография. М.: ИНИЦ Роспатента, 2004. 600 c.
Grawe S.J., Autry C.W., Daugherty P.J. Organizational Implants and Logistics Service Innovation: A Relational Social Capital Perspective // Transportation Journal. 2014. Vol. 53. Iss 2. P. 180–210.
Якушев А.Ж. Проблемы использования маркетинга как метода управления транспортом в сфере международных перевозок грузов. В кн.: Комплексное ТЭО обеспечения грузовыми перевозками. М.: МДНТП, 2008. С. 75–78.
Татарников К.М. Совершенствование таможенного дела как фактор развития малого и среднего предпринимательства: материалы Международной научно-практической конференции «Проблемы коммерциализации научных исследований как основы модернизации экономики региона. Инновационные направления развития малого и среднего предпринимательства». Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010. С. 162–164.