Викулов С.Ф.доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, президент Академии проблем военной экономики и финансов, Москва, Российская Федерация Sergviculov@yandex.ru
Косенко А.А.кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник, 46-й Центральный научно-исследовательский институт Минобороны России, Москва, Российская Федерация genulechek@mail.ru
Хрусталёв Е.Ю.доктор экономических наук, профессор, заведующий лабораторией, Центральный экономико-математический институт РАН, Москва, Российская Федерация stalev@cemi.rssi.ru
Тема. Проблемы обеспечения национальной безопасности государства и повышение степени его обороноспособности представляются актуальными и значимыми, поскольку современные методы разрешения различных конфликтов, а также рост масштабов и агрессивности международного терроризма, наблюдаемых в последнее время, свидетельствуют о повышении значения и роли оборонного потенциала. Важнейшим компонентом, способным укрепить обороноспособность страны, представляется ее надежное кадровое обеспечение. Цели. Анализ состояния системы подготовки кадров для военной организации и предприятий оборонно-промышленного комплекса и определение наиболее эффективных направлений повышения оборонно-ориентированного кадрового потенциала. Методология. Для достижения поставленной цели и решения задач, позволяющих улучшить подготовку кадров, работающих в сфере обороны, использовались программно-целевая методология и инструментарий системного анализа. Результаты. В процессе исследования проведен анализ состояния, результатов реформирования и тенденций развития российской системы образования, отмечены ее недостатки и предложены способы ее прогрессивного реформирования, позволяющие успешно осуществить кадровое обеспечение обороноспособности России. Область применения. Полученные результаты могут использоваться для совершенствования среднего, высшего и послевузовского образования в военных и инженерно-технических учебных заведениях и научно-исследовательских организациях, в которых готовятся специалисты разного профессионального уровня для всех элементов и структур военной организации и предприятий оборонно-промышленного комплекса. Выводы. Для подготовки высококвалифицированных оборонно-ориентированных кадров необходимо восстановить и продолжить развитие существовавшей до проведения либеральных реформ российской (советской) системы получения, распространения и реализации новых знаний, а также организовать в ней самостоятельный и единый для всей отечественной военной организации научно-педагогический комплекс, ответственный за подготовку кадров для армии, флота, военной науки и оборонной промышленности.
Ключевые слова: обороноспособность, образование, наука, военная организация
Список литературы:
Беляков С.А. Модернизация образования в России: совершенствование управления: монография. М.: МАКС Пресс, 2009. 437 с.
Витевская О.В. Теоретические основы управления высшим профессиональным образованием // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2010. № 3. С. 12–15.
Яковлев О.И. Основные средства военных образовательных организаций высшего образования и особенности их учета // Право в Вооруженных силах – Военно-правовое обозрение. 2016. № 2. С. 88–97.
Barnett T.P. Great Powers: America and the World after Bush. Putnam Publishing Group, 2009. 284 p.
Fukuyama F. State-Building: Governance and World Order in the 21st Century. Cornell University Press, 2004. 436 p.
Волков А.Д. Военно-экономическая безопасность Российской Федерации // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 4-2. С. 28–30.
Слипченко В.И. Войны шестого поколения. Оружие и военное искусство будущего. М.: Вече, 2002. 384 с.
Arquilla J., Ronfeldt D.F. Networks and Netwars: The Future of Terror, Crime, and Militancy. RAND Corporation, 2001. 217 p.
Кузнецов И.П. Семантические представления. М.: Наука, 1986. 290 с.
Conklin J. Hypertext: An Introduction and Survey // Computer. 1987. Vol. 20. Iss. 9. P. 17–41. doi: 10.1109/MC
Баранова Н.М., Жаров В.К. О вариативности моделей обучения с учетом родной информационно-педагогической среды студента. В кн.: Инновационные подходы и технологии в образовании и управлении. Вып. 1. М.: Изд-во МГУС, 2009. С. 89–104.
Викулов С.Ф., Хрусталёв Е.Ю. Военная экономика России: научная дисциплина и отрасль производства // Мировая экономика и международные отношения. 2009. № 7. С. 56–63.
Фарамазян Р.А. Военно-экономическая наука и власть // Экономическая наука современной России. 2008. № 1. С. 216–221.
Сценарий и перспектива развития России / под ред. В.А. Садовничего, А.А. Акаева, А.В. Коротаева, Г.Г. Малинецкого. М.: ЛЕНАНД, 2011. 320 с.
Фарамазян Р.А., Борисов В.В. Трансформация военной экономики в XX – начале XXI века. М.: Наука, 2006. 343 с.
Панкова Л.В. Инновационная составляющая военной экономики США. М.: Изд-во ИМЭМО РАН, 2006. 178 с.
Викулов С.Ф., Хрусталёв Е.Ю. Состояние, тенденции и новая парадигма экономического обеспечения российской военной реформы // Аудит и финансовый анализ. 2012. № 4. С. 316–322.