Рождественская С.М.начальник отдела методического и нормативного обеспечения, ФГБУ НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», Жуковский, Московская область, Российская Федерация rozhdestvenskayasm@nrczh.ru
Клочков В.В.доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории экономической динамики и управления инновациями, Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, Москва, Российская Федерация vlad_klochkov@mail.ru
Предмет. В работе проводится системный анализ ключевых глобальных и национальных вызовов для российского и зарубежного воздушного транспорта и для российского авиастроения. Формулируются возможные стратегические направления развития российского авиастроения и задачи для отечественной авиационной науки. Цели. Определение требованиий к перспективной авиационной технике (вплоть до конкретных диапазонов целевых значений ее технических характеристик), позволяющей обеспечить решение ключевых глобальных и национальных задач в области развития воздушного транспорта. Методология. При описании текущего состояния российского авиастроения, в том числе авиационной науки, были использованы принципы SWOT-анализа. Для расчета потребных характеристик перспективной авиационной техники определенных классов использовалось экономико-математическое моделирование. Результаты. Выявлено различие проблем развития гражданской авиации, актуальных для стран с низкой (Россия) и высокой (ЕС, США) доступностью воздушных перевозок и интенсивностью воздушного движения. Показано, каким образом сложившиеся условия влияют на возможные стратегические направления развития российской авиационной промышленности и каким критериям должна удовлетворять новая техника, чтобы стать конкурентоспособной на мировом рынке. С учетом перспектив развития авиационной промышленности сформулированы и обоснованы генеральные цели и для авиационной науки. Подчеркнуто, что сложившаяся ситуация технологического разрыва создает для прикладной науки не только вызовы, но и шансы для осуществления рывка в развитии. Описаны сильные стороны российской авиационной науки и способы, с помощью которых эти шансы могут быть реализованы: применение достижений фундаментальной науки, межотраслевая интеграция технологий. Выводы и значимость. Специфика национальных вызовов, стоящих перед российской гражданской авиацией и авиационной промышленностью, определяет необходимость разработки уникальных технологий, удовлетворяющих противоречивым требованиям, не характерным для авиации развитых стран. Это является благоприятной возможностью для российской прикладной авиационной науки.
Клочков В.В. Управление инновационным развитием гражданского авиастроения. М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2009. 280 с.
Колпаков С.К. История авиационной промышленности России. В кн.: «История новой России. Очерки, интервью». В 3 т. / под общ. ред. П.С. Филиппова. СПб: Норма, 2011.
Wright T.P. Factors Affecting the Cost of Airplanes // Journal of Aeronautical Sciences. 1936. Vol. 3. Iss. 4. P. 122–128.
Мантуров Д.В., Клочков В.В. Методологические проблемы стратегического планирования развития российской авиационной промышленности // Труды МАИ. Электронный журнал. 2012. № 53. URL: Link.
Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.: ВлаДар, 1993. 310 с.
Буренок В.М., Ивлев А.А., Корчак В.Ю. Развитие военных технологий XXI века: проблемы, планирование, реализация. Тверь: Купол, 2009. 624 с.
Авиационная наука и технологии 2030. Форсайт, основные положения. М.: Изд-во ЦАГИ, 2012. 190 с.
Мединец С.Н., Егоров А.К., Овечкин Ю.В. Решение актуальных вопросов развития нормативно-правового и нормативно-технического обеспечения жизненного цикла авиационной техники // Полет. Общероссийский научно-технический журнал. 2014. № 4. С. 17–23.