Проничкин С.В.кандидат технических наук, старший научный сотрудник, Федеральный исследовательский центр «Информатика и управление» РАН, Москва, Российская Федерация pronichkin@mail.ru
Предмет. Состояние окружающей среды в Российской Федерации характеризуется высоким уровнем антропогенной нагрузки на экосистемы. Негативное антропогенное воздействие на экологическую обстановку мегаполисов является существенной социально-экономической проблемой, решение которой имеет крайне важное значение. Указанные обстоятельства обусловливают актуальность совершенствования нормативов в области установления лимитов негативного воздействия и расширения санитарно-защитных зон. Цели. Развитие и совершенствование нормативного правового обеспечения регулирующей деятельности в области ограничения антропогенной нагрузки на экосистемы мегаполиса для обеспечения благоприятной среды обитания и здоровья человека. Для достижения поставленных целей необходимо провести комплексное исследование в области установления лимитов негативного воздействия и развития санитарно-защитных зон. Методология. В основу работы положены принципы системного подхода с использованием общенаучных методов исследования, таких как классификационный и структурный анализ, сочетание логического и функциональных методов, выявление причинно-следственных связей. В качестве специальных научных методов использовались сравнительно-правовой и исторический методы исследования. Результаты. Выявлены проблемы и сформулированы предложения по совершенствованию в области установления лимитов негативного воздействия и развития санитарно-защитных зон. Область применения. В регулирующей деятельности органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Выводы. Для ограничения объема выбросов (сбросов) загрязняющих веществ необходимо нормативно закрепить предельное соотношение между лимитами и нормативами допустимых выбросов (сбросов). Необходимо определить порядок взаимодействия внутри группы промышленных предприятий по разработке единой санитарно-защитной зоны с учетом суммарных выбросов (сбросов) и физического воздействия.
Марар О.И. Экологическая культура в современном российском обществе. М.: Изд-во РАНХиГС, 2012. 41 с.
Краснова И.О. Экологическая безопасность как правовая категория // Lex Russica. 2014. № 5. С. 543–555. doi: 10.7256/1729-5920.2014.5.9506
Бринчук М.М. Природа – публичное благо // Государство и право. 2013. № 8. С. 15–26.
Бринчук М.М. Право может служить прогрессу, а может быть ресурсом деградации природы, общества и государства // Астраханский вестник экологического образования. 2012. № 1. С. 6–15.
Васильева М.И. Природопользование для личных нужд: дифференциация интересов и актуальные проблемы // Вестник Московского университета. Сер. 11: Право. 2013. № 2. С. 24–44.
Васильева М.И. О соотношении интереса и субъективного права в экологических правоотношениях // Экологическое право. 2012. № 4. С. 26–31.
Васильева М.И. Субъекты экологических правоотношений // Вестник Московского университета. Сер. 11: Право. 2009. № 5. С. 3–27.
Jänicke M. Trend-Setters in Environmental Policy: The character and role of pioneer countries // European Environment. 2005. Vol. 15. P. 129–142. doi: 10.1002/eet.375
Wang Z., Zhang B., Zeng H. The Effect of Environmental Regulation on External Trade: Empirical evidences from Chinese economy // Journal of Cleaner Production. 2016. Vol. 114. P. 55–61. doi: Link
He J. Pollution Haven Hypothesis And Environmental Impacts of Foreign Direct Investment: The case of industrial emission of sulfur dioxide (SO2) in Chinese provinces // Ecological Economics. 2006. Vol. 60. Iss. 1. P. 228–245. doi: Link
Zining J. Environmental Impact Assessment Law in China's courts: A study of 107 judicial decisions // Environmental Impact Assessment Review. 2015. Vol. 55. P. 35–44. doi: Link
Лю Хунянь. Юридическая ответственность за экологические правонарушения в России и Китае // Гражданин и право. 2007. № 1. С. 48–60.
Ширяев А.Ю. Предметное содержание вины в преступлениях с формальным составом // Законность. 2011. № 8. С. 51–55.
Попов И.В. В поисках критерия уголовной наказуемости деяний, посягающих на природную среду // Российский следователь. 2010. № 9. С. 13–16.
Cole M.A., Elliott R.J., Zhang J. Growth, Foreign Direct Investment and the Environment: Evidence from Chinese cities // Journal of Regional Science. 2011. Vol. 51. Iss. 1. P. 121–138. doi: 10.1111/j.1467-9787.2010.00674.x
Merican Y., Yusop Z., Noor Z.M., Hook L.S. Foreign Direct Investment and the Pollution in Five ASEAN Nations // International Journal of Economics and Management. 2007. Vol. 1. Iss. 2. P. 245–261.
Rorie M., Rinfret S., Pautz M. The Thin Green Line: Examining Environmental Regulation and Environmental Offending from Multiple Perspectives // International Journal of Law, Crime and Justice. 2015. Vol. 43. Iss. 4. P. 586–608. doi: Link
Korhonen J., Pätäri S., Toppinen A., Tuppura A. The Role of Environmental Regulation in the Future Competitiveness of the Pulp and Paper Industry: The case of the sulfur emissions directive in Northern Europe // Journal of Cleaner Production. 2015. Vol. 108. Part A. P. 864–872. doi: Link
Bailey P., Haq G., Gouldson A. Mind the Gap! Comparing ex ante and ex post assessments of the costs of complying with environmental regulation // Environmental Policy and Governance. 2002. Vol. 12. Iss. 5. P. 245–256. doi: 10.1002/eet.303
Auld G., Berstein S., Cashore B. The New Corporate Social Responsibility // Annual Review Environment Resources. 2008. № 33. P. 413–435.
Zhao X., Sun B. The Influence of Chinese Environmental Regulation on Corporation Innovation and Competitiveness // Journal of Cleaner Production. 2015. Vol. 112. Part 2. P. 1528–1536. doi: Link
Бринчук М.М. Потенциал природы как методологическое основание государственной экологической политики и экологического права // Экологическое право. 2010. № 3. С. 2–8.