Филин С.А.доктор экономических наук, кандидат технических наук, профессор кафедры организационных и управленческих инноваций, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Российская Федерация Filin.SA@rea.ru
Тема. Взаимосвязь между развитием национальной инновационной системы и сферами науки и образования. На современном этапе в России необходимо обеспечивать существенное развитие наукоемкого образования, информатизации, преимущественное использование интеллектуального и человеческого видов капитала в условиях снижения бюджетного финансирования науки и образования. Цели. Обоснование необходимости повышения эффективности использования результатов российской науки и образования в условиях постоянного снижения их бюджетного финансирования для обеспечения перехода России на инновационный путь развития в сроки, установленные законодательными документами. Методология. В статье используются методы логического исторического исследования, прогнозирования, анализа и синтеза. Обоснована необходимость создания условий в сферах науки и образования для их более интенсивного и экономически эффективного развития, для чего предложен комплекс мер с учетом особенностей VI технологического уклада и ускоренного построения инновационной системы в условиях современной России. Результаты. Показана прямая взаимосвязь между эффективным развитием сфер науки и образования и темпами развития инновационных систем в неоэкономике на примере России и ряда зарубежных стран. Приведены рекомендации для ускорения создания в России полномасштабной инновационной системы, отвечающей требованиям неоэкономики шестого технологического уклада. Выводы и значимость. Обоснована важность создания условий для постоянного совершенствования и развития сфер науки и образования как основных источников высокотехнологичных инноваций в российской инновационной системе для обеспечения на ее основе ускоренного построения в России неоэкономики VI и более высоких технологических укладов, создания эффективной транснациональной инновационной системы ЕАЭС, формирования лидерства России в мировом масштабе.
Ключевые слова: инновационная система, сферы науки и образования, технологический уклад, неоэкономика, федеральный бюджет
Список литературы:
Богачёв В., Котов А. Национальная инновационная система как институциональная основа экономики знаний // Проблемы теории и практики управления. 2015. № 8. С. 53–61.
Золотых И.Б. Национальная инновационная система как составляющая экономики знаний: проблемы и перспективы // Технологический аудит и резервы производства. 2015. Т. 2. № 6. С. 94–99.
Vernon R. International investment and international trade in the product cycle // The Quarterly Journal of Economics. 1966. Vol. 80. No. 2. P. 190–207.
Зангеева С.Б., Филин С.А. Технопарки и техноэкополисы как основа национальной инновационной системы // Инновации. 2004. № 6. C. 14–24.
Филин С.А. Теоретические основы и методология стратегического управления инновационным развитием: монография. Тула: Изд-во ТулГУ, 2010. 425 с.
Denison E. Trends in American Economic Growth, 1929–1982. Brookings Institution, 1985. P. 30.
Metcalf J.S. The Economic Foundations of Technology Policy: Equilibrium and Evolutionary Perspectives. In: Handbook of the Economics of Innovation and Technological Change. Blackwell Publishers, 1995.
Бодрунов С.Д. Россия в евразийском пространстве: производство, наука и образование – драйверы прогресса // Экономическая наука современной России. 2016. № 2. С. 19–27.
Панарина С.Ю., Гончаренко Л.П. Проблемы и перспективы развития национальной инновационной системы России // Инновации и инвестиции. 2013. № 3. С. 214–219.
Якушев А.Ж. Формирование инновационного сознания как один из ключевых аспектов обеспечения инновационного сценария экономического развития // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 3: Экономика. Экология. 2015. № 4. С. 150–160. doi: Link
Якутин Ю.В., Земляков Д.Н. Российская наука: разгром продолжается (о радикальной реорганизации бюджетных учреждений) // Российский экономический журнал. 2016. № 4. С. 55–59.
Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.: ВлаДар, 1993. 310 с.
Гилоян А.В. Наука и образование будущего. Аксиомедия: концептуальный взгляд // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 12-6. С. 35–40.