Лепихина Т.Л.кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Пермь, Российская Федерация l-pstu@inbox.ru
Лесникова М.А.студентка магистратуры факультета информатики и экономики, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Российская Федерация mari.lesnikova.1994@mail.ru
Предмет. Проблема влияния качества трудовой жизни на здоровье преподавателя становится все более актуальной в сфере образования. Это определяется тем, что труд педагогов связан с высоким нервно-психическим и эмоциональным напряжением, вследствие чего происходит формирование отклонений в состоянии здоровья. Цели. Анализ определений качества трудовой жизни и выявление влияющих на него факторов. Изучение влияния факторов качества трудовой жизни на здоровье. Обоснование на основе нормативно-правовых документов и статистических данных актуальности проблемы сохранения и укрепления здоровья работающего населения, анализ особенностей профессиональной деятельности педагогов высших учебных заведений и ее влияния на состояние здоровья. Методология. В работе использовались следующие методы: изучение научной литературы и нормативно-правовых актов, метод описания, метод анализа, синтеза. Результаты. Понятие «качество трудовой жизни» – явление многогранное и рассматривается с разных сторон. Оно формируется из множества факторов, таких как: трудовой коллектив, условия труда, руководство, оплата труда, профессиональный рост, правовая защищенность, социальная инфраструктура, удовлетворенность трудом, содержание труда и гуманизация труда. Каждый из этих факторов оказывает влияние на здоровье преподавателей, которое достаточно сильно подвержено влиянию неблагоприятной рабочей среды: социальным, материальным, профессиональным и организационным факторам. Педагоги систематически подвержены повышенным интеллектуальным и психическим нагрузкам, что приводит к заболеваниям сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и нервной систем, переходящим со временем в хроническую форму. Выводы. Именно здоровье сегодня определяется как необходимое условие успешной профессиональной деятельности педагога. Поэтому одним из важных моментов является создание благоприятных и здоровых условий для работы со студентами и взаимодействия с коллегами.
Ключевые слова: качество трудовой жизни, фактор, здоровье, преподаватели вузов, заболевание
Список литературы:
Скрипникова Г.В., Ширманова Г.С. Теоретические подходы к проблеме качества трудовой жизни работников. В кн.: Социально-экономические преобразования в России. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2014. С. 155–160.
Жданова Ю., Хохлова Е.А. Качество трудовой жизни персонала в организации: материалы научной конференции студентов и молодых ученых НИМБ «Формирование экономики знаний в России: вузы, предприятия и институты». Н. Новгород: Изд-во Нижегородского института менеджмента и бизнеса, 2015. С. 67–71.
Кушнарева Л.В. Объективные и субъективные факторы формирования и развития качества трудовой жизни // Управленец. 2012. № 3-4. С. 60–67.
Потуданская В.Ф., Трункина Л.В. Качество трудовой жизни как фактор повышения эффективности формирования и развития трудового потенциала: материалы международной научно-практической конференции «Социально-экономические проблемы развития трудовых отношений в инновационной России». Омск: Изд-во ОГТУ, 2015. С. 173–178.
Поп Е.Н. Качество трудовой жизни как фактор развития человеческого капитала // Уровень жизни населения регионов России. 2012. № 2. С. 90–95.
Рябоконь И.А. Факторы формирования и критерии оценки качества трудовой жизни в новой экономике // Современные технологии управления. 2014. № 11. С. 32–36.
Барбашин Е.А., Фомин О.С., Филимонов О.А. Механизмы воздействия социально-трудовых отношений на качество трудовой жизни работников // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2012. Т. 1. Вып. 1. С. 58–60.
Хлебуш В.Н. К вопросу о содержании понятия «качество трудовой жизни» // Наука и современность. 2012. № 15-4. С. 118–122.
Ильин С.М., Самарская Н.А., Румянцева А.В. Анализ условий и охраны труда в отдельных отраслях экономики: колл. монография. Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2016. 140 с.
Narehan H., Hairunnisa M., Norfadzillah R.A., Freziamella L. The Effect of Quality of Work Life (QWL) Programs on Quality of Life (QOL) among Employees at Multinational Companies in Malaysia // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 112. P. 24–34. doi: Link
Sirgy M.J., Efraty D., Siegel P., Lee D.J. A new measure of quality of work life (QWL) based on need satisfaction and spillover theory // Social Indicators Research. 2001. Vol. 55. Iss. 4. P. 241–302. doi: Link
Соболь О.В. Повышение качества трудовой жизни молодых специалистов научнообразовательной сферы // Управленческие науки. 2014. № 1. С. 69–75.
Шарапова Е.П. Понятие качества трудовой жизни и пути его повышения: материалы международной научно-практической конференции «Инновационное лидерство строительной и транспортной отрасли глазами молодых ученых». Омск: Изд-во СибАДИ, 2014. С. 362–363.
Шарашкина Т.П. Качество трудовой жизни: понятие, сущность, взаимосвязь с обеспечением охраны труда: материалы Всероссийской научно-практической конференции «Менеджмент качества и устойчивое развитие в изменяющемся мире». Саранск: Изд-во Мордовского гос. ун-та им. Н.С. Огарёва, 2016. С. 249–252.
Omar A.Sh., Rashid W.E.W., Majid A.A. Motivations using Social Networking Sites on Quality Work Life // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 130. P. 524–531. doi: Link
Хмарук И.Н., Пономарёв Ю.Н. Профессиональное здоровье в системе ценностей современного российского руководителя // Ценности и смыслы. 2012. № 1. С. 106–114.
Корнюшина Т.А. Влияние качества трудовой жизни на состояние здоровья работников // Уровень жизни населения регионов России. 2009. № 10-11. С. 63–66.
Parsa B., Idris Kh.B., Samah B.B.A. et al. Relationship between Quality of Work Life and Career Advancement among Iranian Academics // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 152. P. 108–111. doi: Link
Осипова И.С. Сущность информационно-методической поддержки профессионального здоровья как средства рекреации преподавателей вузов: материалы II Международной научно-практической конференции «Инновационные технологии в физическом воспитании, спорте и физической реабилитации». Орехово-Зуево: Изд-во ГГТУ, 2016. С. 284–292.
Багнетова Е.А., Шарифуллина Е.Р. Профессиональные риски педагогической среды // Фундаментальные исследования. 2013. № 1-1. С. 27–31.
Жуков О.Ф., Россошанская Н.С. Профессиональное здоровье учителя // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2011. № 3. С. 75–78.
Пьянкова Г.С., Софронова О.Г. Мониторинг удовлетворенности работников ВУЗа соответствием образовательной среды санитарно-гигиеническим нормам, требованиям охраны труда и здоровья: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции «Управление образовательным процессом в современном вузе: высшее образование для развития региона». Красноярск, Изд-во КГПУ, 2015. С. 118–123.
Toulabi Z., Raoufi M., Allahpourashraf Ya. The Relationship Between Teachers' Happiness and Quality of Working Life // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2013. Vol. 84. P. 691–695. doi: Link