Тюрина Ю.Г.доктор экономических наук, доцент, заведующая кафедрой государственного и муниципального управления, Оренбургский государственный университет, Оренбург, Российская Федерация u_turina@mail.ru
Троянская М.А.кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, Оренбургский государственный университет, Оренбург, Российская Федерация m_troyanskaya@mail.ru
Предмет. Изучение вопросов образования особых экономических зон как эффективной формы стимулирующих мер для российских регионов. Цели. Рассмотрение вопросов формирования и реализации государственной политики в контексте развития особых экономических зон, что окажет содействие в повышении эффективности управления конкурентоспособностью региона. Методология. В процессе исследования использованы общенаучные методы анализа и сравнительные сопоставления. Результаты. Одной из важнейших задач России на сегодняшний день является развитие регионов, а основной целью деятельности региональных органов власти – социальное развитие территории. Современная ситуация в стране обусловила потребность в активизации стимулирующих мер по развитию региональной политики. Раскрыто понятие государственной политики регионального развития. Представлена классификация видов политики регионального развития и направления ее совершенствования. Сделан акцент на социальном развитии региона как одном из направлений региональной политики в особой экономической зоне. Выявлено институциональное обеспечение формирования и реализации региональной политики в особой экономической зоне. Выделены и охарактеризованы принципы и формы региональной политики в особых экономических зонах. Проведена оценка социальных последствий создания особых экономических зон для региона. Выводы. Сделан вывод о том, что основной и наиболее эффективной формой стимулирующих мер для российских регионов на сегодняшний день является создание особых экономических зон. Данный институт наряду с развитием экономики региона, в котором функционирует особая экономическая зона, позволяет решить ряд серьезных социальных проблем. Региональная политика в особых экономических зонах проводится чаще всего посредством двух форм: государственно-частного партнерства и целевых программ, использование которых служит основой для комплексного решения региональных проблем, уменьшения диспропорций территориального развития, повышения конкурентоспособности региона.
Ключевые слова: государственная политика регионального развития, региональная политика, принципы и формы региональной политики, особые экономические зоны
Список литературы:
Ростов Е.В., Муллагалеева З.З. Роль региональной структурной политики в государственном управлении региональным развитием Российской Федерации // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 318. С. 179–185.
Афиногенов Д. Совершенствование государственной политики регионального развития // Государственная служба. 2013. № 2. С. 99–102.
Антошин В.А. Государственная политика регионального развития: цель, задачи, проблемы взаимосвязи с национальной безопасностью (на примере УРФО) // Вопросы политологии и социологии. 2014. № 2. С. 33–44.
Шихалиев Т.В. Концептуальные основы формирования и развития государственной региональной политики // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2013. № 6. С. 234–239.
Bafarasat A.Z. Meta-governance and soft projects: A hypothetical model for regional policy integration // Land Use Policy. 2016. Vol. 59. P. 251–259. URL: Link
Mayer H., Sager F., Kaufmann D., WarlandM. Capital city dynamics: Linking regional innovation systems, locational policies and policy regimes // Cities. 2016. Vol. 51. P. 11–20. URL: Link
Cainelli G., D'Amato A., MazzantiM. Adoption of waste-reducing technology in manufacturing: Regionalfactors and policy issues // Resource and Energy Economics. 2015. Vol. 39. P. 53–67. URL: Link
Миронова М.Н. Современные формы реализации региональной политики России // Вестник Омского университета. 2011. № 4. С. 53–60.
Зубаревич Н.В. Региональное развитие и институты: российская специфика // Региональные исследования. 2010. № 2. С. 3–14.
Лопатина Я.В. Социальная политика региона как регулятор социально-экономических условий жизни общества // Социальная политика и социология. 2011. № 10. С. 89–98.
Кузнецов Р.А., Меньщикова В.И. Разграничение предметов ведения и полномочий органов власти и управления по вопросам реабилитации проблемных регионов // Вестник Тамбовского университета. Гуманитарные науки. 2014. № 9. С. 55–59.
Маршалова А.С., Новоселов А.С., Ковалёва Г.Д. Региональная политика: приоритеты и принципы реализации // Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2016. № 3. С. 128–135.
Красюк Н.Л., Фирсова Е.В. Государственно-частное партнерство как механизм взаимодействия властных структур и бизнеса в региональном развитии: материалы международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы экономики, менеджмента и финансов в современных условиях». СПб: Инновационный центр развития образования и науки, 2015. С. 301–304.
Арсенова Е.В., Дунаева А.И., Удачин Н.О. Перспективы внедрения механизмов ГЧП в Российской Федерации // Экономика и управление: проблемы, решения. 2014. № 9. С. 3–7.
Иващенко Г.М. Теоретические подходы к целевым программам как актуальным формам стратегического планирования в Российской Федерации и республике Башкортостан // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурологи и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 9-1. С. 80–86.