Кузнецов В.В.доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и менеджмента, Ульяновский государственный технический университет, Ульяновск, Российская Федерация pashion@yandex.ru
Большухина И.С.кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, Ульяновский государственный технический университет, Ульяновск, Российская Федерация pashion@yandex.ru
Предмет. Предметом исследования является профессиональное самоопределение человека, закладывающее основы его трудовой и личностной реализации. Актуальность темы продиктована необходимостью переосмысления обществом и государством отдельных факторов, влияющих на выбор профессии абитуриентами в современной России. Цели. Демонстрация значимости профессионального самоопределения для развития экономики России и формирования интеллектуально-культурного гражданского общества. Методология. В работе использовались соотношения показателей занятости как индикатора спроса со стороны рынка труда и выпуска студентов учреждениями профессионального образования по группам специальностей, установление взаимосвязи между работниками различных групп занятий, их уровнем образования и оплатой труда. Результаты. Поднята проблема отставания технологического фактора развития экономики России от технологического уклада развитых стран, что в конечном итоге влияет на уровень развития социально-трудовых отношений в реальном секторе экономики. Анализ статистических данных за 2000–2015 гг. и научных публикаций по предмету исследования позволил выявить факты увеличения числа выпускников учреждений профессионального образования, не связавших свою трудовую деятельность с направлением полученного образования, увеличение периода простого воспроизводства занятых по отраслям реального сектора экономики, отсутствие прямой взаимосвязи между уровнем образования и оплатой труда работников, в том числе в разрезе различных групп занятий (руководители, специалисты, квалифицированные рабочие). Темпы роста числа интеллектуальных работников в структуре занятых в России уступают аналогичным тенденциям развитых европейских стран, однако общее число отечественных специалистов высшей квалификации за 2001–2015 гг. увеличилось на треть, а уровень их оплаты труда опережает средние значения оплаты труда руководителей. Область применения. Результаты статьи могут быть использованы для совершенствования механизмов взаимодействия учреждений профессионального образования и рынка труда в России, а также при прогнозировании потребности в кадрах хозяйствующих субъектов, регионов и государства.
Дементий Л.И. Личностные основания управления предпринимательской карьерой // Вестник Омского университета. Сер. Экономика. 2011. № 1. С. 119–120.
Лисовская Н.Б., Смолина Т.Л., Трощинина Е.А. Технологии формирования карьерной готовности в период обучения в высших учебных заведениях (зарубежный опыт) // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 4. С. 188–189.
Семеко Г.В. Профессиональное образование в России: проблемы взаимодействия с рынком труда // Экономика образования. 2012. № 5. С. 59.
КузыкБ.Н., Яковец Ю.В. Интегральный макропрогноз инновационно-технологической и структурной динамики экономики России на период до 2030 года. М.: Институт экономических стратегий, 2006. С. 87–88, 177.
Сулакшин С.С. Управленческо-институциональный ракурс образовательной политики // Экономика образования. 2013. № 1. С. 95.
Pavlin S., Dezelan T., Teichler U. Hybrid Roles, Converging Knowledge Needs аor Graduates' Careers? An Insight into Academic and Administrational Perspectives // ANNALES. Series Historia et Sociologia. 2014. Vol. 24. Iss. 3. P. 391–392.
Коровкин А.Г. Динамика занятости и рынка труда в РФ в перспективе до 2030 г. // Проблемы прогнозирования. 2013. № 4. С. 79–80.
Коровкин А.Г., Королёв И.Б., Единак Е.А. Образовательные характеристики рабочей силы как фактор согласования спроса и предложения на российском рынке труда // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. 2015. № 13. С. 225–226.
Кусков А.С., Сафиуллин А.Р., Ушаков Д.С. Инфраструктурно-институциональные трансформации в информационной экономике: монография. Ульяновск: Изд-во УлГТУ, 2013. С. 67–69.
Лазарев В.Н. Информация и знание: два качества процесса управления // Информационные ресурсы России. 2006. № 5. С. 18.
Сафиуллин А.Р. Формирование благосостояния населения. Современные тенденции и Россия: монография. М.: РИОР; ИНФРА-М, 2016. С. 106–107.
Романов В.Л. Инновационному обществу нужны новые профессионалы // Экономические стратегии. 2009. № 4. С. 165.
Путин В.В. Послание Президента Федеральному Собранию. Москва, Кремль. 1 декабря 2016 года // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 4. С. 12–13.
Ньюмен Дж.Г. Идея Университета / под общ. ред. М.А. Гусаковского. Минск: Изд-во БГУ, 2006. С. 132–133.
Толочек В.А., Журавлёва Н.И., Шпитонков С.В. Актуализация ресурсов субъекта в продолжении профессиональной карьеры: факторы и динамика // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3. Вып. 4. С. 299–300.
Кибанов А.Я., Лукьянова Т.В., Лобачёва А.С. Планирование карьерного роста государственных гражданских служащих // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2014. № 1. С. 201–202.
Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. 2-e изд., доп. М.: РАГС, 2008. С. 134.
Наумов А.В. Недостатки отечественной системы повышения профессионализма и управления карьерой молодых специалистов через призму зарубежного опыта подготовки кадров // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2016. № 43. С. 53–58.