Марущак И.В.кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга, Волгоградский государственный университет, Волгоград, Российская Федерация marushak_irina79@mail.ru
Предмет. Предметом исследования являются дискуссионные вопросы стратегического регулирования транзакционного сектора экономики и сферы услуг в целом. Цели. Формирование предложений по проведению эффективной политики стратегического регулирования сферы услуг в аспекте роста значимости транзакционных индустрий для современного постиндустриального общества. Методология. В работе использованы универсальные методы научного анализа, а также элементы институционального и эволюционного подходов. Результаты. Систематизированы специфические особенности комплексной транзакционной политики государства, направленной на минимизацию удельных транзакционных издержек и оптимизацию транзакционно-ресурсного обеспечения субъектов хозяйственной системы общества, отличающие ее от промышленной политики. Предложены режимы стратегического регулирования транзакционного сектора, учитывающие сложность и нечеткость структуры транзакционных индустрий. Выводы. Впервые поставлена проблема необходимости стратегического регулирования транзакционного сектора посредством специализированной государственной политики. Проведен анализ макроэкономической литературы в области транзакционных издержек, показавший сфокусированность ученых и практиков на минимизации издержек взаимодействий в экономике (или объеме поглощаемых транзакционным сектором ресурсов) в ущерб ассортиментной политике и специфике услуг, оказываемых индустриями данного сектора. Выявлена недостаточная теоретическая основа анализа транзакционного сектора как объекта стратегического регулирования, обусловленная инерцией стереотипов экономической политики, связанных с неосязаемостью продукции сферы услуг и транзакционных индустрий, а также сложностями измерения результатов принятых политических мер. Сформулированы принципы эффективной политики регулирования транзакционного сектора, опирающиеся на конфигурацию регулятивных режимов с разной степенью формальности, и использование их для разных типов регулируемых отношений. Предложены наиболее целесообразные организационные форматы реализации интерактивного регулирования транзакционного сектора экономики.
Williamson O.E. The Economic Institutions of Capitalism: Firms, Markets, Relational Contracting. New York: Free Press, 1985. 450 р.
Hardt Ł. Transaction Cost Economics as a Three Dimensional Externally Driven Research Program // Studia Ekonomiczne. 2006. No. 1-2. P. 7–31.
Шкрябина А.Е. Транзакционная политика как инструмент совершенствования транзакционного сектора // TERRAECONOMICUS. 2012. Т. 10. № 1-3. С. 31–33.
Шкрябина А.Е. Регулирование транзакционного сектора: проблемы создания эффективных институтов // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2012. № 2. С. 47–50.
Kuzmin E.A., Berdyugina O.N., Karkh D.A. Conceptual Challenges of Observability for Transaction Sector in Economy // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6. Iss. 4S3. P. 391–402. URL: Link
Nilakantan R., Iyengar D. Beyond Size: The Rise in Power of the Transaction Sector in India Post-Liberalization // Transition Studies Review. 2015. Vol. 22. Iss. 2. P. 3–19.
Nolan Ch., Trew A.W. Transaction costs and institutions: investments in exchange. // The B.E. Journal of Theoretical Economics. 2015. Vol. 15. Iss. 2. P. 391–432. URL: Link
Savchenko O., Arkhiiereiev S. Prospect and challenges of restructuring transaction sector under the effect of the EU–Ukraine Association Agreement // Studia Ekonomiczne. 2016. No. 272. P. 143–152.
Buttler den F.A.G. Managing Transaction Costs in the Era of Globalization. Cheltenham: Edward Elgar Publ., 2012. 296 р.
Farla K. Industrial Policy for Growth // Journal of Industry, Competition and Trade. 2015. Vol. 15. Iss. 3. P. 257–282.
Khan M.H., Blankenburg S. The Political Economy of Industrial Policy in Asia and Latin America. In Industrial Policy and Development: The Political Economy of Capabilities Accumulation. Oxford: Oxford University Press, 2009. P. 336–377.
Fransman M. The New ICT Ecosystem: Implications for Policy and Regulation. Cambridge: Cambridge University Press, 2010. 276 p.
Lo A.W. The Adaptive Markets Hypothesis: Market Efficiency from an Evolutionary Perspective // Journal of Portfolio Management. 2004. No. 5. P. 15–29. URL: Link
Kushida K.E. The Politics of Commoditization in Global ICT Industries: A Political Economy Explanation of the Rise of Apple, Google, and Industry Disruptors // Journal of Industry, Competition and Trade. 2015. Vol. 15, Iss. 1. P. 49–67.
Talbot D. Regulating the night. Race culture and exclusion in the making of the night-time economy. London: Routledge, 2007. 164 p.
Stigler G.J. The theory of economic regulation // The Bell Journal of Economics and Management Science. 1971. Vol. 2. Iss. 1. P. 3–21. URL: Link
Nijsen A., Hudson J., Müller Ch. et al. Business Regulation and Public Policy: The Costs and Benefits of Compliance. New York: Springer Science & Business Media, 2008. 360 p.
Spiller P.T. Regulation: A Transaction Cost Perspective // California Management Review. 2010. Vol. 52. No. 2. P. 147–158.
Hurwicz L. Prize Lecture: But Who Will Guard the Guardians? Nobel Lectures in Economic Sciences (2006–2010). Singapore: World Scientific Publishing; Mainland Press, 2014. 368 р.
Richman B.D., Boerner С. A Transaction Cost Economizing Approach to Regulation: Understanding the NIMBY Problem and Improving Regulatory Responses // Yale Journal on Regulation. 2006. Vol. 23. Iss. 1. P. 29–76.
Капелюшников Р. Рональд Коуз, или Сотворение рынков / Коуз Р. Фирма, рынок и право. М.: Новое издательство, 2007. 224 с.
Uygur A., Martinsen D.S. The pitfall of institutional determinism and its theoretical displacement effects: The case of working time regulation in the European Union. Paper presented at 1st International Conference on Public Policy (Grenoble, June 26–28, 2013).
Knoepfel P. The role of institutions in public policy outcomes should not be overestimated! A contribution to the ECPR International Conference in Grenoble, 26–28 June 2013. Paper presented at 1st International Conference on Public Policy (Grenoble, June 26–28, 2013).
Boden M., Miles I. Services and the Knowledge-based Economy. Continuum, 2000. 286 p.
Rochet J.-C. Why Are There So Many Banking Crises? The Politics and Policy of Bank Regulation. Princeton: Princeton University Press, 2008. 310 p.
Righettini M.S., Nesti G. Independent Regulatory Agencies and policy change. A comparative analysis of programs regulating Universal Service Obligation in four European countries. Paper presented at 1st International Conference on Public Policy (Grenoble, June 26–28, 2013).
Baldwin R., Cave M., Lodge M. Understanding Regulation. Theory, Strategy and Practice. 2nd ed. Oxford: Oxford University Press, 2012. 548 р.
Majone G. The new European agencies: regulation by information // Journal of European Public Policy. 1997. Vol. 4. Iss. 2. P. 262–275.
Кузнецов В.А., Якубов А.В. О подходах в международном регулировании криптовалют (bitcoin) в отдельных иностранных юрисдикциях // Деньги и кредит. 2016. № 3. С. 20–29.
Dietrich M. Transaction Cost Economics and Beyond. Towards a new economics of the firm. Psychology Press, 1994. 214 р.
Torfing J., Peters B.G., Pierre J., Sørensen E. Interactive Governance: Advancing the Paradigm. Oxford: Oxford University Press, 2012. 273 p.
Gallouj F., Rubalcaba L., Windrum P. Public-private innovation networks in services. Cheltenham: Edward Elgar, 2013. 528 p.
Morrar R. Technological Public–Private Innovation Networks: A Conceptual Framework Describing Their Structure and Mechanism of Interaction // Technology Innovation Management Review. 2015. Vol. 5. Iss. 8. P. 25–33.
Nyman G.S. University-business-government collaboration: from institutes to platforms and ecosystems // Triple Helix. 2015. Vol. 2. Iss. 2. P. 1–20. URL: Link
Фролов Д.П., Полынцев И.Д. Вариационное поле трансплантации европейских институтов инновационного развития // Журнал экономической теории. 2017. № 1. С. 116–132.