+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Национальные интересы: приоритеты и безопасность»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
5.2.4. Финансы
5.2.5. Мировая экономика
5.2.6. Менеджмент

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Социальная политика в отношении инвалидов в государствах благосостояния и России: переход к независимой жизни и инклюзии

т. 13, вып. 10, октябрь 2017

Получена: 24.08.2017

Получена в доработанном виде: 15.09.2017

Одобрена: 30.09.2017

Доступна онлайн: 27.10.2017

Рубрика: СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА И ОБРАЗОВАНИЕ

Коды JEL: D6, I28, I30

Страницы: 1944–1971

https://doi.org/10.24891/ni.13.10.1944

Кулагина Е.В. кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник, Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН, Москва, Российская Федерация 
elkulagina@yandex.ru

Предмет. В статье анализируется социальная и образовательная политика в государствах благосостояния и России, принявших концепцию независимой жизни и инклюзии инвалидов в соответствии с рекомендациями международных организаций.
Цели. Демонстрация результатов политики расширения возможностей и снятия барьеров в странах «третьего пути развития», где проводятся реформы, основанные на пересмотре программ социальной помощи (обусловленность прав, индивидуальная ответственность, независимость и мобилизация индивидов) и задач государственного управления (отказ от принципов солидарности, адресность, эффективный менеджмент, социальный контроль, децентрализация).
Методология. Анализ результатов исследований и статистического массива данных в странах ОЭСР, ЕС за период с 2001 по 2016 г., данных статистики в системе Пенсионного фонда РФ (2010–2017 гг.), Министерства образования РФ (2004–2015 гг.), а также материалов Государственной программы «Доступная среда на 2011–2020 гг.».
Результаты. Установлены приоритеты социальных реформ, выявлены инструменты регулирования в системах социальной защиты и образования инвалидов, в числе которых классификация различий, направленная на ужесточение критериев, и стимулирование максимальной самодостаточности. Выявлены факторы развития инклюзии в странах ОЭСР, ЕС: принципы финансирования, условия и результаты обучения, подготовка к рынку труда. Раскрыты приоритеты российской социальной политики. Рассмотрены инструменты управления, основанные на «готовых» решениях: классификация различий, снижение роли государства в сфере образования и занятости, опора на рыночные механизмы. Выявлены факторы, характеризующие состояние системы специального образования в условиях децентрализации, ограниченности и оптимизации ресурсов, обусловливающие увеличение количества выпускников, не подготовленных к самостоятельной жизни и рост социальной напряженности.
Выводы. Необходимо сдерживать рыночные реформы в сфере управления и повышать ответственность государства за благосостояние граждан с инвалидностью. Переход к независимой жизни и инклюзии следует осуществлять с использованием ориентиров развития, учитывающих национальные интересы и социально-экономические контексты.

Ключевые слова: инвалидность, социальная политика в отношении инвалидов, инклюзивное образование, образование детей-инвалидов, образование детей с ограниченными возможностями здоровья

Список литературы:

  1. Кулагина Е.В. Профиль инвалидности: демографический и региональный аспекты // Региональная экономика: теория и практика. 2016. № 11. С. 103–119.
  2. Oliver M., Barnes C. The New Politics Disablement. Basingstoke, UK: Palgrave Macmillan, 2012. 229 p.
  3. Dwyer P. Creeping Conditionality in the UK: From Welfare Rights to Conditional Entitlements? // The Canadian Journal of Sociology. 2004. Vol. 29. No. 2. P. 265–287. URL: Link
  4. Rose N. The Death of the Social? Re-figuring the Territory of Government // Economy and Society. 1996. Vol. 25. Iss. 3. P. 327–356. URL: Link
  5. Cox R.N. The Consequences of Welfare Reform: How Conceptions of Social Rights Are Changing // Journal of Social Policy. 1998. Vol. 27. Iss. 1. P. 1–16. URL: Link
  6. Sen A. Development: Which Way Now? The Economic Journal, 1983, vol. 93(372), pp. 745–762. URL: Link
  7. Merson M. Teachers and the Myth of Modernization // British Journal of Educational Studies. 2000. Vol. 48. Iss. 2. P. 155–156. URL: Link
  8. Oliver M. The Politics of Disablement: A Sociological Approach. Palgrave Macmillan, 1990. 146 p.
  9. Berthoud R. Trends in the Employment of Disabled People in Britain // ISER Working Paper Series. 2011. No. 3. P. 55.
  10. De Boer W.E.L., Brenninkmeijer V., Zuidam W. Long-term disability arrangements. A comparative study of assessment and quality control. Hoofddorp: TNO Work and Employment, 2004. 21 p.
  11. Jenkins S.P., Rigg J.A. Disability and Disadvantage: Selection, Onset, and Duration Effects // Journal of Social Policy. 2004. Vol. 33. Iss. 3. P. 479–501. URL: Link
  12. Oliver M. The Social Model of Disability: Thirty Years on // Disability & Society. 2013. Vol. 28. Iss. 7. P. 1024–1026. URL: Link
  13. Chirikos T.N. Aggregate Economic Losses from Disability in the United States: A Preliminary Assay // The Milbank Quarterly. 1989. Vol. 67. Supplement 2-1. P. 59–91. URL: Link
  14. Kemp P.A., Sunden A., Tauritz B.B. Sick Societies?: Trends in Disability Benefits in Postindustrial Welfare States. Geneva: International Social Security Association, 2006. 241 p.
  15. Arnesen A.-L., Lundahl L. Still Social and Democratic? Inclusive Education Policies in the Nordic Welfare States // Scandinavian Journal of Educational Research. 2006. Vol. 50. Iss. 3. P. 285–300. URL: Link
  16. Tsokova D., Becirevic M. Inclusive education in Bulgaria and Bosnia and Herzegovina: policy and practice // European Journal of Special Needs Education. 2009. Vol. 24. Iss. 4. P. 393–406. URL: Link
  17. Pijl S.J., Frostad P., Flem A. The Social Position of Pupils with Special Needs in Regular Schools // Scandinavian Journal of Educational Research. 2008. Vol. 52. Iss. 4. P. 387–405. URL: Link
  18. Hess F., Brigham F. How Federal Special Education Policy Affects Schooling in Virginia. In: Rethinking Special Education for a New Century. Washington, DC: Progressive Policy Institute & Thomas Fordham Foundation, 2001. 161 p.
  19. Johannesson I.A., Lindblad S., Simola H. An Inevitable Progress? Educational restructuring in Finland, Iceland and Sweden at the turn of the Millennium // Scandinavian Journal of Educational Research. 2002. Vol. 46. Iss. 3. P. 325–339. URL: Link
  20. Florian L., Hollenweger J., Simeonsson R.J. et al. Cross-Cultural Perspectives on the Classification of Children With Disabilities: Part I. Issues in the Classification of Children With Disabilities // The Journal of Special Education. 2006. Vol. 40. Iss. 1. P. 36–45. URL: Link
  21. Somersalo Н., Solantaus Т. Economic Recession and Inequality in Education: Children needing special services in focus // Scandinavian Journal of Educational Research. 2001. Vol. 45. Iss. 3. P. 233–248. URL: Link
  22. Horn W.F., Tynan D. Time to Make Special Education “Special” Again. In: Rethinking Special Education for a New Century. Washington, DC: Progressive Policy Institute & Thomas Fordham Foundation, 2001. 23.p.
  23. McFarland J., Hussar B., de Brey C. et al. The Condition of Education 2017 (NCES 2017–144). U.S. Department of Education. Washington, DC: National Center for Education Statistics, 2017. 110 p.
  24. Drudy S., Kinsella W. Developing an inclusive system in rapidly changing European society // International Journal of Inclusive Education. 2009. Vol. 13. Iss. 6. P. 647–663. URL: Link
  25. West A., Allmendinger J., Nikolai R., Barham E. Decentralisation and educational achievement in Germany and the UK // Environment and Planning C: Government and Policy. 2010. Vol. 28. Iss. 3. P. 450–468. URL: Link
  26. Aron L., Loprest P. Disability and Education System // The Future of Children. 2012. Vol. 22. Iss. 1. P. 97–122. doi: 10.2307/41475648
  27. Berman S., Davis P., Koufman-Frederick A., Urion D. The Rising Costs of Special Education in Massachusetts: Causes and Effects. In: Rethinking Special Education for a New Century. Washington, DC: Progressive Policy Institute & Thomas Fordham Foundation, 2001. pp. 183–211.
  28. McLeskey J., Hoppey D., Williamson P., Rentz T. Is Inclusion an Illusion? An Examination of National and State Trends toward the Education of Students with Learning Disabilities in General Education Classrooms // Learning Disabilities Research & Practice. 2004. Vol. 19. Iss. 2. P. 109–115. URL: Link
  29. McLeskey J., Landers E., Williamson P., Hoppey D. Are We Moving toward Educating Students with Disabilities in Less Restrictive Settings? // The Journal of Special Education. 2012. Vol. 46. Iss. 3. P. 131–140. URL: Link
  30. Кулагина Е.В. Образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: социально-экономический аспект. М.: ИСЭПН РАН; ООО «Деловые и юридические услуги «ЛексПраксис», 2014. C. 206.
  31. Андросова Н.В., Васильева Т.Н., Донская М.В. и др. Организация деятельности психолого-педагогических комиссий в Астраханской области: материалы Всероссийской научно-практической конференции «Деятельность психолого-медико-педагогических комиссий в современных условиях развития образования». Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. C. 141–148.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-875X (Online)
ISSN 2073-2872 (Print)

Свежий номер журнала

т. 20, вып. 10, октябрь 2024

Другие номера журнала