Андреева Е.Л.доктор экономических наук, профессор РАН, руководитель центра региональных компаративных исследований, Институт экономики Уральского отделения РАН, Екатеринбург, Российская Федерация elenandr@mail.ru
Глухих П.Л.кандидат экономических наук, научный сотрудник центра региональных компаративных исследований, Институт экономики Уральского отделения РАН, Екатеринбург, Российская Федерация Gluchih_P_L@mail.ru
Ратнер А.В.кандидат экономических наук, научный сотрудник центра региональных компаративных исследований, Институт экономики Уральского отделения РАН, Екатеринбург, Российская Федерация aratner@inbox.ru
Предмет. Актуальность исследования обоснована курсом на импортозамещение в условиях внешнеэкономических ограничений. Предметом исследования выступают ценностные установки предпринимателей. Цели. Комплексное авторское исследование анализа типовых ценностных установок предпринимателей в целом, возможных внутренних ресурсных и внешних рыночных проблем и возможностей компаний, а также общих особенностей импортозамещения. Разработка модели готовности предпринимателя к импортозамещению, отражающая наличие потенциальной возможности осуществления импортозамещения. Методология. Разработан и апробирован методический инструментарий социологического исследования предпринимателей, позволяющий выявить, насколько предприниматели российских регионов готовы к осуществлению импортозамещения, какие они видят препятствия к этому и какие перспективы, каково влияние внутренних и внешних факторов ведения бизнеса и какой для этого необходим организационно-экономический механизм стимулирования импортозамещения. Результаты. В ходе проведенного социологического опроса было выявлено отношение общества к процессам и перспективам импортозамещения. Оценена готовность предпринимателей региона, в том числе потенциальных, к осуществлению импортозамещения, выявлены препятствия и перспективы его развития. По результатам исследования предложен организационно-экономический механизм активизации имеющегося в регионе потенциала для решения задач импортозамещения. Результаты исследования могут быть использованы органами власти, институтами развития предпринимательства, научно-исследовательскими и образовательными организациями, а также представителями бизнеса. Выводы. Органам власти необходимо сформировать устойчивый информационный сигнал для бизнеса и населения о долговременном характере политики импортозамещения. Сохранить имеющийся кредит доверия за счет комплексных и последовательных мер, предполагающих содействие финансовому, информационно-организационному и институциональному обеспечению предпринимательства в приоритетных отраслях.
Ключевые слова: социокультурные аспекты, импортозамещение в регионе
Список литературы:
Мыслякова Ю.Г. Ценностно ориентированный подход к управлению экономической реальностью // Журнал экономической теории. 2015. № 4. С. 159–163.
Манова М.В. Социокультурные аспекты ценностей предпринимательства // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 4. С. 54–56.
Backman M., Lööf H. The Geography of Innovation and Entrepreneurship // The Annals of Regional Science. 2015. Vol. 55. Iss. 1. P. 6. URL: Link
Begley J., Collis C., Donnelly T. Skills Shortages: A Brake on the British Car Industry? // Local Economy. 2015. Vol. 30. Iss. 6. P. 593–608. URL: Link
Brunello G., Langella M. Local Agglomeration, Entrepreneurship and the 2008 Recession: Evidence from Italian Industrial Districts // Regional Science and Urban Economics. 2016. Vol. 58. P. 104–114. URL: Link
Cainelli G., Ganau R. Smart Specialization, Related Diversification and Regional Resilience: A brief note // Scienze Regionali. 2016. Vol. 15. Iss. 3. P. 29–46. URL: Link
Dhillon I., Campbell J., McKinnon R. Investments in the Global Health Workforce Are Imperative to Achieve Social Security for All // International Social Security Review. 2016. Vol. 69. Iss. 3-4. P. 131–147. URL: Link
Inglehart R., Baker W. Modernization, Cultural Change, and the Persistence of Traditional Values // American Sociological Review. 2000. Vol. 65. Iss. 1. P. 19–51.
Lumsden C.J., Wilson E.O. Genes, Mind, and Culture: The Coevolutionary Process. World Scientific Publishing Co, 2005. ULR: Link90042-8
Русинов Ф.М.,Апишев А.А. Возрождение предпринимательства в России: монография. Майкоп: Адыгея, 1992. 269 с.
Андреева Е.Л., Ратнер А.В., Глухих П.Л. Изменение ценностных установок модернизируемого общества // Ценности и смыслы. 2014. № 1. С. 89–101.
Андреева Е.Л., Жеренков Д.В., Мыслякова Ю.Г., Ратнер А.В. Методический инструментарий оценки влияния ценностных установок предпринимателей на решение задач импортозамещения в регионе // Этап: экономическая теория, анализ, практика. 2016. № 3. С. 87–98.
Bystray G.P., Kuklin A.A., Lykov I.A., Nikulina N.L. Synergetic Method of a Quantitative Forecasting of Economic Times Series // Экономика региона. 2013. № 4. С. 250–259.
Kuklin A.A., Zemskov A.E., Nikulina N.L. Theoretical and Methodological Approaches to the Diagnosis of the Region's State Material Reservation System Status // Экономика региона. 2011. № 3. С. 277–280.
Lisin E., Kurdiukova G., Strielkowski W. Economic Prospects of the Power-Plant Industry Development in Russia // Journal of International Studies. 2016. Vol. 9. Iss. 3. P. 178–190. ULR: Link
Varanavicius V., Navikaite A., Bilan Y., Strielkowski W. Analysis of Consumer Behaviour in Regional Energy Consumption // Экономика региона. 2017. № 1. С. 147–156. ULR: Link
Belás J., Bartoš P., Ključnikov A., Doležal J. Risk Perception Differences Between Micro-, Small and Medium Enterprises // Journal of International Studies. 2015. Vol. 8. Iss. 3. P. 20–30.
Mentel G., Brożyna J. Compatibility of Market Risk Measures // Journal of International Studies. 2015. Vol. 8. Iss. 2. P. 52–62.
Лопаткова Я.А., Беляева Ж.С. Восприятие социальной ответственности малого бизнеса в Свердловской области // Вестник Уральского федерального университета. Сер. Экономика и управление. 2016. Т. 15. № 1. С. 46–61.
Неверов А.В., Давыденкова Е.С. Социальная ответственность организаций малого и среднего бизнеса в России // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Социология. 2016. Т. 16. № 1. С. 130–140.