Рубан Д.А.кандидат геолого-минералогических наук, доцент Высшей школы бизнеса, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация ruban-d@mail.ru
Предмет. Научно-исследовательская деятельность способствует лучшему позиционированию страны в мировом пространстве, а одним из основных ее показателей является публикационная активность ученых. Последняя находится под влиянием самых различных факторов, которые изучены недостаточно. Цели. Критический анализ некоторых широко распространенных «мифов», относящихся к факторам публикационной активности, учет которых важен для выработки соответствующей государственной политики в области науки, а также вовлечения последней в экономические отношения. Методология. Теоретически обосновывается положение о том, что публикационная активность российских ученых является важным инструментом обеспечения государственных интересов. На основе разнообразной статистической информации анализируются три широко распространенных «мифа» о факторах, влияющих на публикационную активность. Помимо качественной интерпретации данных проводится корреляционный анализ. Результаты. Высокая публикационная активность ученых означает постоянное накопление в стране интеллектуального потенциала, передачу новейших знаний будущим специалистам, а также продвижение положительного образа страны (последнее влияет и на инвестиционную привлекательность). За последние годы число статей российских ученых в международных журналах росло при снижении доли статей, написанных в соавторстве с зарубежными специалистами. Грантовая и публикационная активность в федеральных университетах России не демонстрируют корреляционной связи. Высокую публикационную активность показывают университеты как с относительно молодыми, так и возрастными коллективами. Выводы. Высокая публикационная активность российских ученых должна рассматриваться как инструмент обеспечения государственных интересов. Тесное международное сотрудничество, привлечение большого числа грантов, омоложение научного сообщества вовсе не гарантируют роста публикационной активности. Государственная политика в сфере науки должна фокусироваться на повышении публикационной активности отечественных специалистов, при этом следует избегать установления избыточных требований, которые, по сути, имеют мало общего с прямыми интересами страны.
Ключевые слова: государственные интересы, интеллектуальный потенциал, международные журналы, научные публикации, экономика науки
Список литературы:
Носачевская Е.А. Наука как фундаментальная отрасль экономики. М.: Просвещение, 2012. 168 с.
Gabrys B.J., Langdale J.A. How to Succeed as a Scientist: From Postdoc to Professor. Cambridge: Cambridge University Press, 2011. 211 p.
Linton J.D., Tierney R., Walsh S.T. Publish or Perish: How Are Research and Reputation Related? // Serials Review. 2011. Vol. 37. P. 244–257.
Snieder R., Larner K. The Art of Being a Scientist. A Guide for Graduate Students and their Mentors. Cambridge: Cambridge University Press, 2009. 286 p.
Zuin A.A.S., Bianchetti L. Productivism in the Age of the “Publish, Appear or Perish”: A Difficult and Necessary Balance // Cadernos de Pesquisa. 2015. Vol. 45. P. 726–750.
Гришакина Е.Г. Публикационная активность российских исследователей: университетская наука // Наука. Инновации. Образование. 2016. № 4. С. 137–151.
Польдин О.В., Матвеева Н.Н., Стерлигов И.А., Юдкевич М.М. Публикационная активность вузов: эффект проекта «5–100» // Вопросы образования. 2017. № 2. С. 10–35.
Терещенко Д.С., Щербаков В.С. Экономический анализ публикационной активности в России // Экономика образования. 2017. № 3. С. 123–135.
Turko T., Bakhturin G., Bagan V. et al. Influence of the Program “5–Top 100” on the Publication Activity of Russian Universities // Scientometrics. 2016. Vol. 109. P. 769–782.
ГамукинВ.В. Управляемая публикационная активность университетов: unde venis et quo vadis? // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 5. С. 60–71.
Логунова О.С., Арефьева Д.Я., Ильина Е.А. Индексный анализ управления публикационной активностью научно-педагогических работников вуза и его результаты // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. 2015. № 1. С. 198–204.
Хрусталёв М.Б., Андреева М.А., Тишков А.В. и др. Публикационная активность: оценка роли материального стимулирования // Университетское управление: практика и анализ. 2017. № 2. С. 24–32.
Полякова Ю.Н., Шевченко И.К. Программно-проектные технологии управления комплексом междисциплинарных исследований в образовательных организациях // Университетское управление: практика и анализ. 2017. № 1. С. 80–87.
Wien C., Dorch B.F., Larsen A.V. Contradicting Incentives for Research Collaboration // Scientometrics. 2017. Vol. 112. P. 903–915.
Иванов В.В., Маркусова В.А., Миндели Л.Э. Государственные инвестиции и публикационная активность вузов: библиометрический анализ // Вестник Российской академии наук. 2016. № 7. С. 611–619.
Ушаков Д.В., Юревич А.В., Гаврилова Е.В., Голышева Е.А. Публикационная активность и цитируемость ученых: различие научных областей и возрастных когорт // Социология науки и технологий. 2015. Т. 6. № 1. С. 16–28.
Боголицын К.Г. Наука – основа для развития федерального университета // Arctic Environmental Research. 2012. № 1. С. 9–18.
Боровская М.А. Научно-образовательные приоритеты в развитии Южного федерального университета // Высшее образование в России. 2015. № 8-9. С. 82–86.