Ануреев С.В.доктор экономических наук, профессор департамента общественных финансов Финансового университета при Правительстве РФ, руководитель магистерской программы Public Financial Management, приглашенный преподаватель магистерских программ экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, Российская Федерация anureev@bk.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: 2551-1963
Предмет. Конкурентоспособные программы ведущих вузов являются как важнейшей основой развития страны, так и потенциально значимым источником внебюджетного финансирования образования. Упор же на международные рейтинги, на публикации в журналах Scopus & Web-of-Science, на рекрутинг иностранных преподавателей являются лишь промежуточными целями, расходами государства и вузов. Цели. Попытка увязки разных государственных проектов международного развития вузов, финансируемых из федерального бюджета, между собой и с сущностью программного бюджета, то есть с положительным фискальным мультипликатором – с доходами и последующим замещением государственных средств внебюджетными. Методология. Сравнительный анализ заявленных целей и опубликованных результатов проектов международного развития вузов по проектам в целом, на примере конкретных показателей пяти ведущих экономических вузов Москвы, а также на уровне нормативов нагрузки и способов мотивации коллективов преподавателей. Результаты. Рассчитано, что набор на англоязычные программы вузов выборки составляет 6–8% российских студентов и 2% студентов из дальнего зарубежья от общего набора. Одна иностранная публикация сопоставима по затратам с одной дисциплиной на английском языке для группы студентов, дает меньше одного иностранного студента и 2,5 российских студента англоязычных программ. Такой предложенный интегрированный показатель «затраты – результат» в сотни раз уступает показателям иностранных вузов. Выводы. Международное развитие ведущих вузов пока не окупаемо, но именно англоязычные программы должны стать приоритетом. В статье обоснованы ориентация таких программ преимущественно на сильных студентов-бюджетников (на 60%), объективно меньшие нормативы нагрузки преподавателей и надбавки за английский язык, увязка академических (качественных) успехов программ с их финансовым результатом (внебюджетными доходами), предложения по уточнению нормативов бюджетного финансирования вузов. Эти предложения позволят переориентировать на ведущие российские вузы часть абитуриентов из европейских и американских университетов.
Ключевые слова: стратегия университета, бюджетное финансирование, управление образовательной программой, нормирование зарплаты и нагрузки, мотивация преподавателя
Список литературы:
Балашов А.И., Хусаинова В.М. Проект «5–100»: погоня за глобальной конкурентоспособностью или инструмент перезагрузки национальной системы высшего образования? // Экономика и управление. 2016. № 10. С. 79–86.
Солянникова С.П. Проблемы финансового обеспечения российских вузов в условиях бюджетной реформы // Вопросы образования. 2006. № 1. С. 47–66.
Герасименко В.В., Молчанова О.П. Стратегические подходы к управлению дополнительным бизнес-образованием в контексте международной конкуренции // Управленческие науки. 2017. Т. 7. № 2. С. 78–86.
Гукова А.В., Дорждеев А.В., Кизакова Н.А. и др. Модель формирования фонда оплаты труда профессорско-преподавательского состава вузов // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2015. № 46. С. 2–11.
Пещанская И.В., Хоминич И.П. Риск неэффективного использования бюджетных средств в условиях перехода на нормативно-подушевое финансирование и усиления финансовой самостоятельности вузов // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2013. № 9. С. 14–22.
Корольков С.А., Лосев А.Г., Решетникова И.М., Тараканов В.В. Модель бюджетирования структурных подразделений на основе нормативно-подушевого финансирования // European researcher. Series A. 2014. Vol. 70. No. 3-1. P. 498–508. URL: Link
Польдин О.В., Матвеева Н.Н., Стерлигов И.А., Юдкевич М.М. Публикационная активность вузов: эффект проекта «5–100» // Вопросы образования. 2017. № 2. С. 10–35.
Яковлев С.В. На пути к международному признанию: кейс МИЭФ // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 102-2. С. 110–122.
Пономарева Н.В., Лайко М.Ю. Система оценки качества образовательных услуг в международной школе бизнеса (МШБ) РЭА им. Г.В. Плеханова // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2005. № 1. С. 5–9.
Жук С.С., Селезнев П.С. Образование в России и за рубежом: качество, доступность, источники финансирования // Экономика. Бизнес. Банки. 2016. № 4. С. 173–183.
Васюнина М.Л. О нормативах бюджетного финансирования высшего образования // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2015. № 7. С. 13–20.