Дадалко В.А.доктор экономических наук, профессор кафедры анализа рисков и экономической безопасности, Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Российская Федерация antikrizis1@bk.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: 4287-0228
Соловкина Е.Д.студентка магистратуры кафедры анализа рисков и экономической безопасности, Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Российская Федерация solovkina.ekaterina@mail.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: 6135-7667
Предмет. Статья посвящена проблеме перехода к VI экономическому укладу, формированию перечня новых компетенций XXI в., анализу вызовов системе образования и подготовки кадров в условиях цифровой экономики. Цели. Анализ тенденций, связанных с переходом к цифровой экономике, и формулирование ряда предложений по трансформации существующей системы образования в соответствии с потребностями цифровой экономики. Методология. При проведении исследования использовались методы: наблюдение и сбор факторов; исторический и логический; анализ; синтез и другие. Результаты. Проанализированы тренды VI экономического уклада и сопутствующие им вызовы для действующей системы образования. Составлен перечень востребованных компетенций в условиях перехода к цифровой экономике и сформированы предложения по модернизации образовательной деятельности высших учебных заведений в соответствии с требованиями цифровой экономики. Выводы. Переход к цифровой экономике рано или поздно потребует существенной трансформации отжившей себя индустриальной системы образования. Одной из эффективных стратегий будет являться соблюдение баланса между законодательным регулированием распространения технологий и реализацией проактивных мер по стимулированию создания необходимой экосистемы, которая позволит безопасно и с подготовленными ресурсами встретить все задачи и вызовы цифровизации. Для успешной адаптации высших образовательных учреждений к условиям цифровой экономики предложен ряд мер: обеспечение возможности обучения разным возрастным группам, гибкость в формировании и предоставлении программ, сотрудничество по обмену образовательным опытом, сотрудничество с бизнесом при формировании компетенций и учебных программ.
Ключевые слова: VI экономический уклад, цифровая экономика, система образования, подготовка кадров, рынок труда
Список литературы:
Bennett N., Lemoine G. What a Difference a Word Makes: Understanding Threats to Performance in a VUCA World // Business Horizons. 2014. Vol. 57. Iss. 3. P. 311–317. URL: Link
Fraser A.G., Dunstan F.D. On the Impossibility of Being Expert // British Medical Journal. 2010. № 341. URL: Link
Щеглов П.Е.,Никитина Н.Ш. Качество высшего образования. Риски при подготовке специалистов // Университетское управление: практика и анализ. 2003. № 1. С. 46–59.
Дадалко В.А., Песков В.В. Обеспечение экономической безопасности социально-экономических систем: инновационное развитие и инвестиционная деятельность. Минск: ИВЦ Минфина РБ, 2010.