Создание экскурсионно-ознакомительных программ на производственных предприятиях региона как фактор повышения престижа рабочих профессий у обучающихся в средних, средних специальных и высших учебных заведениях
Тема. Исследование проблем раннего профориентационного самоопределения учащейся молодежи мотивирует на создание экскурсионно-ознакомительных программ на производственных предприятиях для повышения интереса к производственным специальностям и осознанному выбору будущей профессии. В связи с этим вызывает интерес уровень знаний учащихся о производственных предприятиях родного края как основы для создания экскурсионно-ознакомительных программ полного цикла производства на предприятиях региона. Цели. Анализ ситуации в области знаний учащихся старших классов общеобразовательных школ, колледжей и студентов начальных курсов учреждений высшего профессионального образования об основных производственных предприятиях региона и их продукции. Результаты. Рассмотрены предпосылки необходимости внедрения экскурсионно-ознакомительных программ. Предложены варианты тем для названий экскурсионных программ полного цикла производства. Указано место экскурсионно-ознакомительных программ в системе сквозного образования. Рассмотрена роль экскурсионно-ознакомительных программ на предприятиях региона в рамках профориентационной и воспитательной работы с учащимися. Поднят вопрос о функционировании производственных музеев трудовой славы как альтернативы культурно-развлекательным мероприятиям, проводимым в школах, колледжах и вузах. Проведена апробация основной идеи исследования с использованием метода опроса целевых групп. Выводы. Создание на региональных производственных предприятиях экскурсионно-ознакомительных программ и площадок для учащихся «Полный цикл производства» является важным и актуальным мероприятием по интеграции производства в учебный процесс. Тесная взаимосвязь обучения и производства должна повысить заинтересованность учащихся в рабочих специальностях, вовлечь их в научно-техническое творчество, мотивировать на раннее профориентационное самоопределение, вызвать интерес к истории и экономике родного края.
Сардушкина Ю.А. Развитие умения делать выбор как основной элемент профориентационной работы // Вестник Владимирского государственного гуманитарного университета. 2011. № 9. С. 142–146.
Сардушкина Ю.А. Роль профильного обучения в развитии системы профориентационной работы среди учащихся старших классов // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2011. № 11. С. 96–100.
Варавченко Е.В., Кавтя Е.А. Формирование у учащихся осознанного подхода к выбору профессии // Образование и воспитание. 2017. № 3-11. С. 9–13.
Ведерникова Е.А., Симонова Г.И. К вопросу об эффективности профориентационной работы в развитии представлений старшеклассников о перспективах своего профессионального образования // Концепт. 2015. Т. 32. С. 11–15. URL: Link
Антипьев А.Г. Профориентация молодежи в современном российском обществе: состояние и пути развития // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 2. С. 141–150. URL: Link
Ли Куан Ю. Сингапурская история 1965–2000 гг.: из третьего мира в первый. М.: МГИМО–Университет, 2001. 657 с.
Тарлавский В.И. Стратегия развития профориентационного потенциала региона: определение и целеполагание // Казанский педагогический журнал. 2016. № 4. С. 43–49.
Тарлавский В.И. Кластерный подход к развитию профориентационного потенциала региона // Фундаментальные исследования. 2014. № 11-3. С. 639–643.
Таишева Г.Р., Давыдова И.Ш. Теоретико-методические подходы к оценке потенциала выживания предприятия // Транспортное дело России. 2011. № 10. С. 142–144. URL: Link
Ильясов Р.И. Профессиональная ориентация: организационные аспекты // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2011. № 10. С. 51–53.
Дорошенко Н.С. Специальные мероприятия как эффективный PR –инструмент для осуществления профориентационной деятельности в вузе // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2015. № 21. С. 46–50.
Новик И.Р., Воронина И.А., Сидорова А.В., Леонова И.В. Роль профориентационных мероприятий для школьников в развитии индивидуальных качеств учащихся // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55-6. С. 134–143.
Щевьева А.А. Наставничество как элемент системы повышения эффективности использования кадровых ресурсов предприятия // Сервис в России и за рубежом. 2010. № 3. С. 213–223.
Бутенко В.С., Бутенко О.С. Наставничество как форма непрерывного образования и профессиональной самореализации // Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 4. С. 248–255.
Жигаленкова Г.С. Наставничество на промышленном предприятии: методика оценки // Инновационная деятельность. 2013. № 1-1. С. 19–24.