Бабурина О.Н.доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономической теории, экономики и менеджмента, Государственный морской университет им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, Новороссийск, Российская Федерация olgababurina@mail.ru https://orcid.org/0000-0003-1618-0483 SPIN-код: 4867-8024
Тема. В статье исследуется динамика конъюнктуры мирового нефтяного рынка и фрахтового рынка нефти и нефтепродуктов. Цели. Выявление ключевых факторов трансформации конъюнктуры современного мирового рынка нефти и анализ их воздействия на финансовые результаты компаний мирового и российского танкерного флота. Методология. В работе использованы системный подход, вероятностно-статистический и историко-сравнительный методы. Источником информации явились обзоры рынка нефти Международного энергетического агентства (МЭА) и обзоры морского транспорта ЮНКТАД. Результаты. Определено, что на конъюнктуру мирового рынка нефти влияют фундаментальные и финансово-спекулятивные факторы. Новая технология добычи нефти, используемая на американской территории, сделала США первой в мире нефтедобывающей страной. Рост добычи и экспорта американской нефти – ключевой детерминант современного мирового нефтяного рынка. В условиях резкой волатильности мировых нефтяных цен динамика международных морских перевозок нефти и нефтепродуктов отличается устойчивой повышательной тенденцией. Решающее значение на финансовые результаты судоходных компаний оказывает конъюнктура фрахтового рынка и стоимость бункерного топлива. Индексы Балтийской биржи, отражающие доходность судоходных компаний, показывают реальный спрос на нефтеналивные суда. Выводы. Глобальные манипуляции ценой на «черное золото» приводят к резким колебаниям фрахтовых цен и цен на бункерное топливо судоходных компаний, что препятствует устойчивому развитию отрасли. Наличие танкерного флота является императивом для экономики России как крупнейшей нефтедобывающей страны мира. Выявление детерминантов трансформации мирового рынка нефти служит базой для развития нефтеналивного флота России. В условиях геополитической напряженности неустойчивое финансовое положение крупнейшей танкерной компании ПАО «Совкомфлот» и регистрация ее судов под флагами иностранных государств представляют угрозу национальной безопасности России.
Ключевые слова: мировой рынок нефти, танкерный флот, международные морские перевозки, ПАО «Совкомфлот»
Список литературы:
Гаранина О.Л. Актуальные вопросы биржевого ценообразования на нефть // Российский внешнеэкономический вестник. 2016. № 4. С. 98–113. URL: Link
Швандар К.В., Плотников С.В., Бородин А.Д. Возможности моделирования при прогнозировании конъюнктуры мировых товарных рынков (на примере рынка нефти) // Деньги и кредит. 2010. № 4. С. 63–69.
Акбердина В.В., Чернавин Н.П., Чернавин Ф.П. Применение метода комитетов к прогнозированию реакции цен на нефть на изменение в запасах нефти // Финансы и кредит. 2018. Т. 24. Вып. 5. С. 1079–1097. URL: Link
Харина К. Анализ факторов, определяющих тенденции конъюнктуры на мировом рынке нефти на ближайшую и среднесрочную перспективу // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2012. № 3. С. 131–133.
Окунева С.Е. Тенденции и перспективы развития мирового рынка нефти // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2017. Т. 10. Вып. 8. С. 877–894. URL: Link
Савин В.А. Циклические колебания конъюнктуры мирового рынка нефти // Российский внешнеэкономический вестник. 2005. № 7. С. 21–30. URL: Link
Масленников А.О. Мировая система биржевой торговли нефтяными фьючерсами: новейшие тенденции // Деньги и кредит. 2015. № 3. С. 69–72.
Логинов Е.Л., Логинова В.Е. Стратегические финансовые операции на мировых рынках как инструмент оперирования ценами на нефть // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2015. № 11. С. 11–20. URL: Link
Poulakidas A., Joutz F. Exploring the Link Between Oil Prices and Tanker Rates. Maritime Policy & Management, 2009, vol. 36, iss. 3, pp. 215–233. URL: Link
Shi W., Yang Z., Li K.X. The Impact of Crude Oil Price on the Tanker Market. Maritime Policy & Management, 2013, vol. 40, iss. 4, pp. 309–322. URL: Link
Бабурина О.Н., Хекерт Е.В. Динамика морских перевозок нефтегазовых ресурсов в условиях великой рецессии XXI столетия // Бюллетень транспортной информации. 2017. № 5. С. 11–17.
Бабурина О.Н. Внешнеторговые перевозки нефти и нефтепродуктов морским флотом России: динамика дисбаланса // Транспортное дело России. 2017. № 2. С. 90–95. URL: Link