Симонян Г.В.кандидат юридических наук, старший преподаватель Института отраслевого менеджмента, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва, Российская Федерация simonyan-gv@ranepa.ru https://orcid.org/0000-0002-9258-0457 SPIN-код: 4246-6632
Предмет. Анализ эффективности правовой и экономической моделей осуществления внешнеэкономической деятельности государств через институт торговых представителей. Цели. Авторская интерпретация совершенствования модели коммерческого и межгосударственного торгово-экономического взаимодействия путем разделения полномочий института торговых представительств по принципу приоритетности на два уровня. Методология. В работе использованы нормативный и комплексный подходы к исследованию методов и моделей государственной поддержки экспорта, общенаучные и специальные методы научного познания: ретроспективный, системный и функционально-структурный анализ, наблюдение, классификация; инструментальные приемы группировки, выборки, сравнение и обобщение, эволюционный и динамический анализ. Результаты. Исследование рассматривает стратегию Trade for All, являющуюся ориентиром и составной частью торгово-экономического взаимодействия торговых представителей Европейского союза с партнерами за рубежом. На примере Германии, США и России также рассматривается и сопоставляется актуальная модель организации государственных институтов и иных центров поддержки экспортной и инвестиционной деятельности за рубежом, базирующейся на принципе приоритетности. Статья содержит подробный анализ модели функционирования немецких DIHK и AHK, американской ПМТ и Американской торговой палаты (AmCham), российской РЭЦ и института торговых представительств РФ. На основе анализа их организационно-правовой формы, отчетности, структуры, объема делегированных полномочий и степени их самостоятельности были выявлены сходства и различия между ними, степень их эффективности. Выводы. Эффективная государственная поддержка экспортной деятельности должна основываться на дальнейшем развитии института торговых представительств по модели разделения полномочий по принципу приоритетности. При этом следует закрепить за торгпредствами Российской Федерации функцию представителя государства и куратора государственной политики и стратегии по развитию международных торговых связей, но без возможности прямого вмешательства в операционную деятельность различных казенных учреждений, представляющих интересы частного сектора.
Ключевые слова: государственная поддержка, модель, торговые представители, экспорт
Список литературы:
Щебарова Н.Н. Торговые конфликты и мировой опыт их урегулирования // Проблемы современной экономики. 2003. № 3-4. С. 83–87.
Райнерт Э.С. Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными / под ред. В. Автономова. М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2011. 384 с.
Dormois J.-P., Foreman-Peck J., Lains P. Classical Trade Protectionism, 1815–1914. Introduction. London, Routledge, 2006, pp. 1–9.
Кузнецова Г., Цедилин Л. Стимулирование несырьевого экспорта: международный опыт и российская практика // Мировая экономика и международные отношения. 2018. Т. 62. № 5. С. 72–79.
Ершов Д.С. О концепции формирования нового облика торговых представительств РФ // Государственный аудит. Право. Экономика. 2015. № 1. С. 74–80.
Никулина О.В., Чефтелова Н.Г. Оценка эффективности деятельности Российских и Немецких компании в сфере внешнеторгового сотрудничества // Экономика устойчивого развития. 2016. № 3. С. 320–326.
Burner D., Bernhard V., Kutler S.I. Firsthand America: A History of the United States. Vol. 1. Wiley-Blackwell, 1992, 656 p.