Лебедев К.К.кандидат экономических наук, доцент факультета экономики, Государственный академический университет гуманитарных наук (ГАУГН), Москва, Российская Федерация kklebedev@yandex.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: отсутствует
Тема. За последние 20 лет в дорожно-транспортных происшествиях в России погибло более полумиллиона человек. Государство, в свою очередь, старается делать все возможное, чтобы минимизировать уровень смертности на дорогах. Высокая эффективность этой работы очевидна, смертность снизилась вдвое. Вместе с тем государство не обладает всей информацией в этой области. Существующие методики расчета демографического и экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий не учитывают очень важный фактор – вместе с женщинами в репродуктивном периоде мы полностью и навсегда теряем их демографический потенциал, который измеряется коэффициентами рождаемости. Предмет. Демографические потери и экономический ущерб от утери демографического потенциала женщинами в репродуктивном периоде, которые погибли в дорожно-транспортных происшествиях. Цели. Разработка модели оценки экономико-демографических потенциалов, на базе которой станут возможными расчеты демографических потерь и экономического ущерба. В случае подтверждения состоятельности такой модели выработка рекомендаций по интеграции ее в элементарную базу федеральной методики расчетов Минтранса России. Результаты. Модель оценки экономико-демографических потенциалов позволяет осуществлять расчеты на базе ретроспективных данных и производить сценарное прогнозирование потенциального ущерба в области экономики и демографии. Выводы. Результаты исследований показали, что демографические потери и экономический ущерб от ДТП в России находятся на таком высоком уровне, что данная проблематика должна рассматриваться уже в рамках парадигмы национальной безопасности.
Ключевые слова: демография, экономический ущерб от ДТП, национальная безопасность
Список литературы:
Вишневский А., Фаттахов Т. ДТП и смертность в России // Демоскоп Weekly. 2012. № 527–528. URL: Link
Капелюшников Р.И. Сколько стоит человеческий капитал в России? / Препринт WP3/2012/06. Серия WP3 «Проблемы рынка труда». М.: Изд-во Высшей школы экономики, 2012. 76 с. URL: Link
Прохоров Б.Б., Шмаков Д.И. Причины гибели людей в мирное время и экономическая оценка стоимости потерь // Проблемы прогнозирования. 2013. № 4. С. 139–147. URL: Link
Нифантова Р.В., Шипицына С.Е. Современные методические подходы в оценке стоимости человеческой жизни // Экономика региона. 2012. № 3. С. 289–294. URL: Link
Быков А.А. О методологии экономической оценки жизни среднестатистического человека // Проблемы анализа риска. 2007. Т. 4. № 2. С. 178–191.
Зубец А.Н., Сазанакова А.С. Как россияне оценивают стоимость жизни // Финансы. 2014. № 4. С. 62–63.
Куклин А.А., Шипицына С.Е., Нифантова Р.В. Экономическая оценка жизни человека. Екатеринбург: Изд-во Института экономики УрО РАН, 2012. 42 с.
Морев М.В., Любов Е.Б. Социально-экономический ущерб вследствие смертности населения от самоубийств // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2011. № 6. С. 119–130. URL: Link
Блинова Т.В., Былина С.С. Экономические потери от преждевременной смертности сельского населения // Финансовый менеджмент. 2013. № 10. С. 44–48. URL: Link
Морев М.В., Короленко А.В. Оценка демографических и социально-экономических потерь вследствие преждевременной смертности населения России и Вологодской области // Проблемы прогнозирования. 2018. № 2. C. 110–123. URL: Link
Хегай Ю.А. Безопасность дорожного движения: важнейшая часть социально-экономического развития страны // Теория и практика общественного развития. 2014. № 9. С. 111–115. URL: Link