Оценка влияния репутационного капитала регионов на параметры активизации инвестиционной активности: методология анализа и ее апробация (на примере регионов Приволжского федерального округа)
Груничев А.С.кандидат экономических наук, заведующий кафедрой антимонопольного регулирования и развития конкуренции, Учебно-методический центр Федеральной антимонопольной службы, Казань, Российская Федерация C.p@tatar.ru https://orcid.org/0000-0002-4328-3560 SPIN-код: 7648-4229
Ельшин Л.А.доктор экономических наук, заведующий отделом макроисследований и экономики роста, Центр перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан, Казань, Российская Федерация Leonid.Elshin@tatar.ru https://orcid.org/0000-0002-0763-6453 SPIN-код: 1059-7059
Тема. В статье обосновывается необходимость изучения моделей экономического роста территорий через призму теории репутационной экономики ввиду того, что роль репутационного капитала регионов в современных условиях трансформации институтов экономического развития, в первую очередь в результате глобализации хозяйственных процессов, начинает играть все более заметную и значимую роль. Цели. Разработка и апробация методических подходов к формализованной оценке репутационного капитала региона и оценка его влияния на инвестиционную активность. В качестве объекта исследования взяты регионы Приволжского федерального округа. Предметом исследования определен методический инструментарий оценки влияния репутации региона на параметры и динамику инвестиционных процессов. Методология. В качестве инструмента исследования использованы модели экономического роста территорий. Ключевой особенностью является предложенная версия концептуального подхода к количественной оценке репутационного капитала территории и его влияния на формирование инвестиционных процессов в экономике региона. Результаты. На основе разработанной методики формализованной оценки репутации территории осуществлено построение временных рядов изучаемого показателя для регионов Приволжского федерального округа за период 2010–2017 гг. На их основе проведены эконометрические оценки влияния репутационного капитала территорий на параметры их инвестиционной активности. Область применения. Разработанные методические подходы целесообразно использовать при проведении исследований в области оценки текущих и перспективных параметров эффективности регионального развития экономики. Выводы. На основе формализованных методов исследования зафиксировано существенное влияние репутации регионов на динамику их инвестиционных процессов. Выявлены закономерности, подтверждающие, что репутационный капитал оказывает более заметное влияние в регионах с более высокими параметрами социально-экономического развития.
Ключевые слова: репутационный капитал региона, репутационная экономика, инвестиционная активность, количественная оценка репутации региона, факторы экономического роста
Список литературы:
Важенина И.С. Репутация региона: концептуальные основы формирования и совершенствования // Региональная экономика: теория и практика. 2007. Т. 5. Вып. 8. С. 91–102. URL: Link
Важенина И.С., Важенин С.Г. Имидж и репутация как стратегические составляющие нематериальных активов территории // Экономика региона. 2010. № 3. С. 95–103. URL: Link
Важенина И.С. Имидж, репутация и бренд территории. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2013. 378 с.
Панкрухин А.П. «Лучшие города для бизнеса»: насколько удалось Forbes оценить удобство российских городов // Корпоративная имиджелогия. 2008. № 3. С. 76–77.
Панкрухин А.П., Игнатьев С. Имидж страны: смена парадигмы. Взгляды из Канады, России, Великобритании и Латвии // Корпоративная имиджелогия. 2008. № 2. С. 8–14.
Панкрухин А.П. Контр-маркетинг. Дебрендирование и разрушение имиджа территории // Корпоративная имиджелогия. 2008. № 23. С. 12–15.
Розанова Н.Н. Оценка репутации региональной исполнительной власти // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Социология. 2016. Т. 16. № 2. С. 359–374. URL: Link
Важенина И.С. Имидж и репутация территории // Региональная экономика: теория и практика. 2010. Т. 8. Вып. 23. С. 2–12. URL: Link
Arslan M.L., Seker S.E. Web Based Reputation Index of Turkish Universities. International Journal of e-Education, e-Business, e-Management and e-Learning, 2014, vol. 4, no. 3, pp. 197–203. URL: Link
Manaman H.S., Jamali Sh., AleAhmad A. Online Reputation Measurement of Companies Based on User-Generated Content in Online Social Networks. Computers in Human Behavior, 2016, vol. 54, iss. C, pp. 94–100. URL: Link
Yi Grace Ji, Cong Li, Northc M., Liu J. Staking Reputation on Stakeholders: How Does Stakeholders' Facebook Engagement Help or Ruin a Company's Reputation? Public Relations Review, 2017, vol. 43, iss. 1, pp. 201–210. URL: Link
Dorčák P., Markovič P., Pollákb F. Multifactor Analysis of Online Reputation of Selected Car Brands. Procedia Engineering, 2017, vol. 192, pp. 719–724. URL: Link
Груничев А.С. Методические подходы к количественной оценке репутации региона и их апробация на примере регионов Приволжского федерального округа // Вестник Института экономики РАН. 2019. № 2. С. 34–46. URL: Link
Сафиуллин М.Р., Ельшин Л.А., Шакирова А.И. Об оценке деловой и экономической активности. М.: Экономика, 2011. 111 с.
Grunichev A.S., Safiullin M.R. About Economic Agent Reputation Value and Role in Modern Conditions of Management (Regional Aspect). The Journal of Social Sciences Research, 2018, Special iss. 5, pp. 256–259.
Aivazian S., Bereznyatsky A., Brodsky B. Macroeconomic Modeling of the Russian Economy. Applied Econometrics, 2017, vol. 47, pp. 5–27. URL: Link
Шляпентох В.Э. Эконометрика и проблемы экономического роста. М.: Мысль, 1966. 223 с.