Предмет. Цифровая трансформация промышленных предприятий, использующих традиционные модели ведения бизнеса, становится вопросом сохранения их конкурентоспособности и, в конечном счете, выживания на рынке. В связи с этим актуальность приобретает задача выявления факторов, способствующих повышению эффективности внедрения цифровых технологий в операционную деятельность предприятий. Цели. Анализ влияния цифровых технологий на эффективность операционной деятельности промышленного предприятия. Выявление факторов, повышающих эффективность функционирования предприятия, выбор показателей оценки уровня цифровой трансформации. Методология. В исследовании используются методы логического и системного анализа, многокритериальной оптимизации. Результаты. Систематизированы современные вызовы конкурентоспособности предприятий, связанные с распространением цифровых технологий. Выявлены факторы, способствующие повышению эффективности деятельности промышленных предприятий в условиях цифровой экономики. Предложен комплексный показатель, позволяющий оценить эффективность внедрения цифровых технологий на предприятии. Выводы. Цифровые технологии не распространяются одновременно на все отрасли промышленности, кроме того, их успешное внедрение начинается с минимальных начальных условий: цифровой культуры фирмы и цифровых компетенций сотрудников. Предприятия с традиционной организацией производства, имеющие низкий потенциал восприятия новых технологий, могут испытывать затруднения в ходе догоняющего развития в тех секторах, где цифровые технологии и знания имеют наибольшее значение. Оценка эффективности внедрения цифровых технологий не может быть в полной мере осуществлена с использованием единственного индикатора. Перспективным является использование комплексного показателя, учитывающего, наряду с прямым влиянием на производительность, также косвенные эффекты.
Шваб К. Технологии Четвертой промышленной революции / пер. с англ. М.: Эксмо, 2018. 320 с.
Тарасов И.В., Попов Н.А. Индустрия 4.0: трансформация производственных фабрик // Стратегические решения и риск-менеджмент. 2018. № 3. С. 38–53. URL: Link
Батьковский А.М., Калачихин П.А., Тельнов Ю.Ф., Хрусталёв Е.Ю. Инжиниринг бизнес-процессов на предприятиях оборонно-промышленного комплекса в условиях их диверсификации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2019. Т. 15. Вып. 10. С. 1788–1801. URL: Link
Бендиков М.А. Государственно-частное партнерство как механизм развития инновационной инфраструктуры // Аудит и финансовый анализ, 2016. № 1. С. 357–366.
Китова О.В., Брускин С.Н. Цифровая трансформация бизнеса // Цифровая экономика. 2018. № 1. С. 20–25.
Ширинкина Е.В. Особенности функционирования промышленных предприятий в цифровой экономике // Экономика в промышленности. 2018. Т. 11. № 2. С. 143–150.
Днепровская Н.В., Янковская Е.А., Шевцова И.В. Понятийные основы концепции смарт-образования // Открытое образование. 2015. № 6. С. 43–51.
Меркулина И.А. Теоретические аспекты формирования понятия «цифровая экономика». В кн.: Фундаментальные и прикладные вопросы эффективного предпринимательства: новые решения, проекты, гипотезы. М.: Дашков и К, 2017. С. 311–313.
Клочков В.В. Влияние технологий «цифровой экономики» на индустриальный сектор // Друкеровский вестник. 2018. № 2. С. 59–67. URL: Link
Autor D., Dorn D., Katz L. et al. Concentrating on the Fall of the Labor Share. AER Papers and Proceedings, 2017, vol. 107, no. 5, pp. 180–185. URL: Link
Уринцов А.И., Староверова О.В., Свиридова Е.С. Перспективные digital-тренды и их влияние на развитие цифровой экономики // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 4. С. 268–272. URL: Link
Кошовец О.Б., Ганичев Н.А. Глобальная цифровая трансформация и ее цели: декларации, реальность и новый механизм роста // Экономическая наука современной России. 2018. № 4. С. 126–143.
Коваленко Б.Б. Цифровая трансформация: пути создания конкурентных преимуществ бизнес-организаций // Наука и бизнес: пути развития. 2017. № 9. С. 49–52.
Днепровская Н.В. Исследование перехода предприятий к цифровой экономике // Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова. 2019. № 4. С. 54–65. URL: Link
Надтока Т.Б., Матвеев Н.В. Трансформация маркетинговой деятельности предприятий в условиях цифровой экономики // Вестник Института экономических исследований. 2017. № 4. С. 70–77. URL: Link
Calvino F., Criscuolo C., Marcolin L., Squicciarini M. A Taxonomy of Digital Intensive Sectors. OECD Science, Technology and Industry Working Papers, no. 2018/14. Paris, OECD Publishing, 2018. URL: Link
Трофимов О.В., Саакян А.Г. Функционирование промышленных предприятий в условиях цифровой экономики // Фундаментальные исследования. 2018. № 8. С. 122–126. URL: Link
Brynjolfsson E., Rock D., Syverson C. Artificial Intelligence and the Modern Productivity Paradox: A Clash of Expectations and Statistics. In: The Economics of Artificial Intelligence: An Agenda. Univ. of Chicago Press, 2019, pp. 23–51.
Matt C., Hess T., Benlian A. Digital Transformation Strategies. Business and Information Systems Engineering, 2015, vol. 57, pp. 339–343. URL: Link
Хрусталёв Е.Ю. Методы оптимизации инвестиций в производственную инфраструктуру наукоемких и высокотехнологичных предприятий в условиях неопределенности и риска // Аудит и финансовый анализ. 2018. № 2. С. 257–263.