Ремизова Т.С.кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра отраслевой экономики, Научно-исследовательский финансовый институт Минфина России (НИФИ), Москва, Российская Федерация tttatia@yandex.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: 9117-4514
Кошелев Д.Б.начальник отдела проектного управления – проектного офиса, департамент цифровой трансформации и инноваций, АО «Россети Янтарь», Калининград, Российская Федерация dmk79@list.ru отсутствует
Предмет. Различные сценарии электрификации транспорта, которая поспособствует снижению выбросов СО2 и снизит экологические угрозы. При этом отсутствие понимания важности данной задачи со стороны государства, необходимости развития электромобилей, их популяризации, стимулирования потребления, развития инфраструктуры, инновационных проектов, изменяющих структуру производства электроэнергии, может нести угрозу экологической и экономической безопасности страны. Цели. Определение влияния мировых тенденций на развитие производства и внедрения электромобилей в России, экологической и экономической эффективности электрификации автомобильного транспорта, возможностей и направлений развития электромобилей в стране. Методология. В работе использовались методы обобщения нормативных, эмпирических и теоретических данных, в том числе применялись общенаучные и частно-научные методы и приемы (абстрагирование, анализ, аналогия и другие). Результаты. Представлены масштабы развития электромобилей в мире, сделан акцент на экологических проблемах и возможности снижения выбросов СО2 за счет использования электромобилей и возобновляемых источников энергии. Выделены возможности, угрозы, перспективы и недостатки использования электромобилей в России. Предложены направления развития электромобилей в стране, учитывающие изменение структуры производства и извлечения максимальных положительных эффектов. Выводы. На сегодняшний день налицо отставание России от мирового производства и использования электромобилей, отсутствует ориентация на уменьшение выбросов СО2, не проработана стратегия развития автомобильной отрасли. Предложенные направления развития рынка электромобилей нацелены на стимулирование потребления, производства электромобилей, развитие инфраструктуры, инновационных проектов и обеспечение экологической безопасности страны.
Hall D., Lutsey N. Effects of Battery Manufacturing on Electric Vehicle Life-Cycle Greenhouse Gas Emission. ICCT. 2018. URL: Link
Nealer R., Reichmuth D., Anir D. Cleaner Cars from Cradle to Grave. How Electric Cars Beat Gasoline Cars on Lifetime Global Warming Emission. Union of Concerned Scientists, 2015. URL: Link
Евдокимова Л.И. Современные промышленные инновации (рынка электромобилей) // Транспортное дело России. 2019. № 2. С. 117–118.
Колмогоров А.А., Трошко И.И. Анализ влияния электромобилей на городскую структуру России в контексте «Индустрии 4.0» // Стратегии. 2019. № 6. С. 14–18.
Загайнов М.А., Костенков Е.А., Кузнецов Д.С. Развитие электромобилей // Colloquium-journal. 2019. № 16-1. С. 47–48.
Пасько А.В. Цифровые аспекты развития современного мирового рынка автомобилей на примере электромобилей // E-Management. 2019. Т. 2. № 2. С. 16–22. URL: Link
Монастырский Л.В. Электромобили и возможности по замещению ими автотранспорта с учетом экономической целесообразности // Аллея науки. 2019. Т. 1. № 8. С. 352–354.
Зезюлинская А.В. Преимущества и перспективы электромобиля // Форум молодых ученых. 2019. № 6. С. 505–508.
Антониади К.С., Соломко Д.С., Коваль О.И. Тенденции использования электромобилей // Colloquium-journal. 2020. № 2-1. С. 42–43.
Савельева А.Н. Внедрение электромобилей в России: тенденции, основные проблемы и пути их решения // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 63-2. С. 103–106. URL: Link
Татарников Г.М., Сопельник Е.Ю. Анализ рынка электромобилей // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. 2019. № 6. С. 149–154.
Донцов С.А. Перспективы развития электромобилей в Российской Федерации // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. 2020. № 3. С. 12–15.
Безбородова А.В., Шулепова О.В. Влияние использования электромобилей на состояние окружающей среды // Мир инноваций. 2020. № 4. С. 61–64.
Сазонов С.Л., Ван Ц. О перспективах Китая на мировом рынке «зеленых» автомобилей // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. М.: ИДФ РАН, 2020. Т. 25. № 25. С. 371–381. URL: Link
Пелегов Д.В., Еременко Г.А. Государственная поддержка электрического транспорта в Китае: причины, меры и перспективы // Экономика региона. 2020. Т. 16. № 3. С. 921–934. URL: Link
Синицын М.В. Ценовая конкурентоспособность легковых электромобилей в США // Инновации и инвестиции. 2019. № 7. С. 74–80.
Акулов К.А. Перспектива снижения негативного влияния автотранспорта на окружающую среду за счет замены автомобилей электромобилями в г. Красноярске // Актуальные научные исследования в современном мире. 2020. № 6-1. С. 26–29.
Колпаков А.Ю., Галингер А.А. Экономическая эффективность распространения электромобилей и возобновляемых источников энергии в России // Вестник Российской академии наук. 2020. Т. 90. № 2. С. 128–139.
Липовый Д.С., Сиваков В.В., Грядунов С.С. Применение альтернативных источников энергии для подзарядки электромобилей // Новые материалы и технологии в машиностроении. 2020. № 32. С. 71–75.
Суслина А.Л., Леухин Р.С. Работает ли налоговое стимулирование инноваций? Оценка эффективности в России и в мире // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2018. № 5. С. 58–69. URL: Link