Радомский В.С.кандидат физико-математических наук, генеральный директор ООО «КОМП», Москва, Российская Федерация vitek1715@yandex.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: 4097-2740
Предмет. Организационно-методические вопросы системы внутреннего комплаенс-контроля для предприятий, специализирующихся в области электронной торговли. Цели. Совершенствование организации и методики внутреннего комплаенс-контроля с учетом особенностей бизнес-процессов и IT-рисков для предприятий электронной торговли. Методология. Исследование базируется на применении методов анализа и обобщения, группировки, систематизации, риск-ориентированного, системного и бизнес-процессного подходов. Результаты. В процессе исследования разработана пятикомпонентная система комплаенс-контроля, определены ее принципы и функции для обеспечения экономической безопасности предприятий, реализующих продукцию на основе электронной коммерции. Предлагаются комплаенс-процедуры, направленные на снижение IT-рисков и учитывающие особенности бизнес-процессов предприятий электронной торговли. Область применения. Результаты исследования могут быть использованы в ходе формирования надежной и эффективной комплаенс-системы предприятий электронной торговли в целях предотвращения экономических правонарушений и преступлений. Выводы. Комплаенс-контроль в сфере электронной торговли является механизмом, направленным на выявление и контроль комплаенс-рисков для безопасного функционирования предприятий, важных для обеспечения потребностей жизнедеятельности населения. Установлено, что базовым элементом системы комплаенс-контроля является информационная система, которая должна обеспечивать защиту от IT-рисков, а процедуры контроля могут быть разделены на общие и прикладные.
Ключевые слова: цифровая экономика, электронный бизнес, электронная торговля, IT-риски, информационная система, система внутреннего комплаенс-контроля
Список литературы:
Ревинова С.Ю. Тенденции и перспективы российской электронной коммерции // Вестник РУДН. Сер. Экономика. 2017. Т. 25. № 4. С. 487–497. URL: Link
Салихова Р.Р. Сущность, факторы и проблемы развития электронной торговли в России // Вестник экономики, права и социологии. 2020. № 2. С. 34–38. URL: Link
Беляцкая Т.Н. Экосистема электронных рынков и факторы, ее определяющие // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2017. Т. 10. № 6. С. 9–17. URL: Link
Романцов М.С. Тенденции развития электронного бизнеса в России // Социально-экономические явления и процессы. 2017. Т. 12. № 4. С. 43–48. URL: Link
Медведев Г.Г., Касаев Б.С. К вопросу развития электронного бизнеса в России // Инновации и инвестиции. 2018. № 4. С. 206–209.
Никитюк Л.Г., Тимчук О.Г. Роль электронной коммерции в развитии инновационной экономики // Вестник НГУЭУ. 2018. № 3. С. 180–193. URL: Link
Аксенова Ж.А., Ищенко О.В., Леошко В.П. Особенности ведения внутреннего контроля в торговой организации // Вестник Академии знаний. 2019. № 3. С. 31–35.
Николаева А.А. Реализация комплаенс-функции в промышленности // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2016. № 1. С. 126–130. URL: Link
Чирков Д.А. Основы развития комплаенс-контроля в кредитных организациях // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 12-3. С. 141–144. URL: Link
Кеворкова Ж.А., Сапожникова Н.Г. Концептуальные положения комплаенс как формы внутреннего контроля в экономических субъектах // Учет. Анализ. Аудит. 2020. Т. 7. № 2. С. 6–16. URL: Link
Назаров А.А., Иванова В.И. Электронная торговля как инструмент повышения качества взаимодействия государства, бизнеса и общества // Oeconomia et Jus. 2016. № 2. С. 1–8. URL: Link
Филин С.А., Шуай Лю. Управление электронными сетевыми структурами в торговле (на примере КНР) // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2018. Т. 14. Вып. 11. С. 2116–2129. URL: Link
Самусев Н.С., Павлова Е.И. Организация доставки грузов для интернет-торговли с учетом возвратов // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2019. № 3. С. 78–84. URL: Link
Устинова Н.Г. Цифровая экономика и предпринимательство: вопросы взаимодействия // Вестник СГСЭУ. 2019. № 3. С. 32–37. URL: Link
Быстрова Н.В., Максимова К.А. Электронная коммерция и перспективы ее развития // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. Т. 1. № 7. С. 86–90.
Погорлецкий А.И. Налогообложение трансграничных операций электронной коммерции: особенности, проблемы и возможности // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2019. № 46. С. 229–250. URL: Link
Коваль А.А., Левашенко А.Д. Защита потребителей в электронной торговле // Российский внешнеэкономический вестник. 2018. № 7. С. 99–104. URL: Link
Якимова В.А. Обоснование роли комплаенс-контроля общественно значимых организаций с позиции институциональной экономической теории // Вестник Пермского университета. Сер. Экономика. 2017. Т. 12. № 4. С. 542–560. URL: Link
Батаева Б.С., Черепанова В.А. Перспективы развития комплаенса как средства улучшения корпоративного управления в российских компаниях // Экономика. Налоги. Право. 2017. Т. 10. № 5. С. 30–36. URL: Link
Шишкин И.А., Хацкевич В.Л., Хацкевич Л.Д. Электронный бизнес и менеджмент интернет-проектов // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2016. № 12. С. 134–137. URL: Link
Якимова В.А. Оценка внутреннего контроля расчетов с персоналом по оплате труда в условиях применения аудируемым лицом автоматизированной информационной системы // Международный бухгалтерский учет. 2016. Т. 19. Вып. 22. С. 27–43. URL: Link