Королёва Л.П.кандидат экономических наук, доцент кафедры теоретической экономики и экономической безопасности, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, Саранск, Российская Федерация korol.l@mail.ru https://orcid.org/0000-0002-8375-8524 SPIN-код: 5336-2711
Белова К.А.студентка магистратуры кафедры теоретической экономики и экономической безопасности, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, Саранск, Российская Федерация ksenya.belova.99@bk.ru https://orcid.org/0000-0002-0017-1569 SPIN-код: отсутствует
Фролова М.К.студентка магистратуры кафедры теоретической экономики и экономической безопасности, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, Саранск, Российская Федерация mfrolova98@mail.ru https://orcid.org/0000-0001-6911-1380 SPIN-код: отсутствует
Предмет. Роль бюджетной системы стран Европейского союза в финансировании экологической политики государств посредством анализа объемов и структуры экологических налогов и государственных бюджетных расходов на охрану окружающей среды, а также их сбалансированности. Цели. Выявление современных тенденций в формировании экологической составляющей бюджетов стран ЕС и обоснование пороговых значений для индикаторов бюджетных доходов и расходов экологического характера в РФ. Методология. Исследование проведено с применением общенаучных, экономико-статистических методов и методов экономического анализа рядов динамики. Результаты. Анализ экологических налогов и бюджетных расходов на охрану окружающей среды за период 2010–2019 гг. позволил выявить тенденции стабилизации вклада государственного бюджета в финансирование экологической политики по данным 27 стран ЕС как по доходам (экологическим налогам и сборам), так и по расходам на охрану окружающей среды; существенной дифференциации данных показателей в разрезе отдельных стран ЕС. Налицо ведущая роль местных органов власти в странах ЕС в финансировании расходов на охрану окружающей среды, поддержании профицита экологической составляющей государственного бюджета. Определены средние значения показателей экологических налогов и расходов государственного бюджета на охрану окружающей среды по 27 странам ЕС. Выводы. На фоне активного продвижения Европейским союзом ценностей концепции устойчивого развития вклад бюджетной системы в их достижение в 2010–2019 гг. практически не изменился по совокупным данным 27 стран ЕС, однако существенно различается по данным отдельных стран Союза. При оценке достаточности и сбалансированности экологической составляющей консолидированного бюджета РФ средние показатели по странам ЕС могут быть использованы для обоснования пороговых значений индикаторов.
Ключевые слова: государственный бюджет, экологические налоги, налоги на загрязнение, расходы на охрану окружающей среды, экологическая безопасность
Список литературы:
Panda C., Sahoo J.P., Kailash Chandra Samal K.C. Impact of COVID-19 Pandemic on the Environment and Human Health // Agriculture and Environment. 2020. Vol. 1. Iss. 1. P. 73–79.
Noja G.G., Cristea M., Sirghi N. et al. Promoting Good Public Governance and Environmental Support for Sustainable Economic Development, International // Journal of Environmental Research and Public Health. 2019. Vol. 16. Iss. 24. P. 1–21. URL: Link
Rokicki T., Ochnio L., Koszela G. et al. Public Expenditure on Environmental Protection in the European Union Countries // Rocznik Ochrona Srodowiska. 2019. Vol. 10. Iss. 1. P. 364–377.
Czyzewski B., Matuszczak A., Polcyn J. et al. Deadweight loss in environmental policy: The case of the European Union member states // Journal of Cleaner Production. 2020. Vol. 260. Article 121064. URL: Link
Зельднер А.Г. Экономический рост: состояние и проблемы // Экономические науки. 2018. № 158. С. 17–21.
Кондратьева Н.Б. Перспективы бюджета Евросоюза после 2020 года // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2018. № 2. С. 108–114. URL: Link
Кондратьева Н.Б. «Зеленый курс» региональной политики // Европейский союз: факты и комментарии. 2020. № 98. С. 37–40. URL: Link
Амирханова Р.М., Магомедова С.З., Ханахмедова М.Х., Нурмагомедова М.К. Экономика Европейского союза и ее стимулирование в рамках «зеленой сделки» // Экономика и предпринимательство. 2020. № 12. С. 650–652.
Белов В.Б. Европейская зеленая сделка // Европейский союз: факты и комментарии. 2020. № 99. С. 33–39. URL: Link
Догуаб А.А. «Зеленая сделка» – реальность, в которой надо жить // Энергетическая политика. 2020. № 10. С. 34–39. URL: Link
Шкиперова Г.Т. Влияние изменений экологической политики на загрязнение окружающей среды: сравнительный анализ Евросоюза и России // Экономический анализ: теория и практика. 2019. Т. 18. Вып. 7. С. 1256–1272. URL: Link
Майбурова И.А.,Иванова Ю.Б. Экологическое налогообложение. Теория и мировые тренды: монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. 359 с.
Ермакова Е.А., Тюпакова Н.Н. Комплексная классификация экологических налогов // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. № 2. С. 122–130. URL: Link
Чижикова О.А., Чижикова О.Н. Экологическое налогообложение в странах Европы // Вестник Донецкого национального университета. Сер. В. Экономика и право. 2016. № 2. С. 126–134.
Королёва Л.П. Налоговое стимулирование ресурсосбережения в неоиндустриальной экономике: монография. М.: ИНФРА-М, 2018. 203 с.
Кирильчук И.О., Рыкунова В.Л. Направления совершенствования экономического механизма управления охраной окружающей среды // Известия Юго-Западного государственного университета. 2016. № 1. С. 124–129.
Васильева Н.В. Природоресурсные платежи как вид бюджетных доходов // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 12. С. 55–64. URL: Link
Лизунова Е.Н. Бюджетное финансирование охраны окружающей среды: современная оценка и тенденции развития // Вестник экономики, права и социологии. 2018. № 3. С. 27–31. URL: Link
Серкова А.И. Экологические налоги на примере Германии и стран ЕАЭС // Вопросы российской юстиции. 2020. № 6. С. 270–279.