Хуторова Н.А.кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической безопасности Института права и национальной безопасности, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), Москва, Российская Федерация khutorova-na@ranepa.ru https://orcid.org/0000-0002-2123-4573 SPIN-код: 2595-1236
Котухова Е.С.студентка факультета финансов и банковского дела, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), Москва, Российская Федерация kotuxova2012@mail.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: 2263-3239
Предмет. Создание системы финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и национальных систем противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) стало ответом на новые вызовы международной безопасности в конце XX в. Быстро изменяющиеся условия и угрозы в сфере ПОД/ФТ заставляют международное сообщество и национальные правительства постоянно совершенствовать антиотмывочные системы. Цели. Оценка эффективности национальных систем финансового мониторинга (СФМ) в мировой практике. Методология. В работе использовался системный подход, методы сравнительного анализа и экономико-математического моделирования. Результаты. Анализ зарубежного опыта показал, что национальные СФМ выстроены в соответствии с международными стандартами ФАТФ, но в тоже время имеют свои отличительные особенности. Проведена оценка эффективности систем ПОД/ФТ США, Великобритании, Израиля, Китая и ЕАЭС. Показано, что наиболее эффективной является система ПОД/ФТ Великобритании. США и Израиль также имеют высокие оценки по итогам взаимных проверок и по соответствию рекомендациям ФАТФ. Киргизия и Китай оказались странами с самой неэффективной системой финансового мониторинга. Наивысший балл эффективности среди стран ЕАЭС получила российская система (5-е место в 2019 г.). Выявлены преимущества и недостатки ряда национальных СФМ, на основании чего сформулированы предложения по развитию международного сотрудничества в сфере ПОД/ФТ. Выводы. Исследование показало, что основные мероприятия по повышению эффективности российской системы ПОД/ФТ должны касаться таких сфер, как совершенствование антиотмывочного законодательства, особенно в условиях стремительной цифровизации в области финансовых технологий и киберпреступлений.
Бричка Е.И., Захарченко Е.С., Жаркова Ю.С. Международная система противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма: анализ общемировых показателей // Вестник МГОУ. Сер. Экономика. 2020. № 4. С. 8–15. URL: Link
Прошунин М.М. Финансовый мониторинг и цифровая экономика: вызовы и пути их решения // Финансовое право. 2018. № 8. С. 3–7.
Едронова В.Н. Методология финансового мониторинга: оценка национальных рисков. // Финансы и кредит. 2016. Т. 22. Вып. 16. С. 27–39. URL: Link
Золотарев Е.В. О противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов в условиях автоматизации процессов контроля и экстерриториальных принципов FATCA // Налоговая политика и практика. 2013. № 9-1. С. 7–10.
Scherrer A. Fighting tax crimes: ex-post evaluation of the cooperation between Financial Intelligence Units. European Parliamentary Research Service. 2018. 88 p. URL: Link the World Bank
Степанова Д.И., Люкшин А.М. Анализ системы финансового мониторинга на примере развитых стран // Финансовые исследования. 2018. № 4. С. 144–154.
Глотов В.И., Аржанов И.А. Международный опыт оценки рисков в сфере ПОД/ФТ // Финансовые исследования. 2018. № 4. С. 23–34.
Морозов В.Г. Американский опыт борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 3-2. С. 32–35. URL: Link
Морозов В.Г. Китайский опыт борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 4-2. С. 136–140. URL: Link