Предмет. Использование чат-ботов в деятельности компаний. Цели. Ретроспективный анализ развития виртуальных помощников, определение направлений, в которых чат-боты могут стать эффективным инструментом в бизнесе. Методология. В работе использованы общенаучные методы исследования. Результаты. Исследовано появление и развитие феномена чат-ботов. Установлено, что концепция чат-ботов сформировалась более полувека назад, активное развитие чат-боты получили вследствие стремительного расширения возможностей искусственных нейронных сетей, особенно их способности к самообучению. Показана история самых значимых виртуальных помощников, выделены их особенности, преимущества и недостатки. Представлены виды деятельности, в которых компании активно используют чат-боты, проанализированы ключевые результаты от применения данного инструмента в деятельности предприятий и организаций. Оценены перспективы дальнейшего развития технологии. Установлено, что использование преимуществ цифрового маркетинга дает возможность компаниям стать максимально клиентоориентированными, персонализировать предложения для клиентов и при этом сократить затраты. Показаны основные направления, в которых использование виртуальных помощников позволит компании работать более эффективно: снижение затрат времени и количества работников, занятых базовыми коммуникациями с клиентами; оптимизация процесса коммуникации; снижение количества возможных ошибок из-за человеческого фактора; корректность, проявляемая в процессе общения; доступность в любое время суток; автоматизация процесса анализа потребительских предпочтений. Выводы. Применение чат-ботов дает возможность повысить конкурентоспособность компании и стать первым шагом на пути внедрения еще более продвинутых инструментов цифрового маркетинга. Практическое применение данного исследования видится в использовании информации при разработке и внедрении чат-ботов в бизнес-экосистемы предприятий и организаций, что позволит избежать напрасных затрат, издержек и значительно снизит вероятность ошибок.
Стрижакова Е.Н., Стрижаков Д.В. Цифровой маркетинг: история, инструменты и технологии // Маркетинг в России и за рубежом. 2021. № 4. С. 11–18.
Соколова И.С., Гальдин А.А. Практическое применение искусственного интеллекта в условиях цифровой экономики // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2018. № 2. С. 71–79. URL: Link
Матвеева Н.Ю., Золотарюк А.В. Технологии создания и применения чат-ботов // Научные записки молодых исследователей. 2018. № 1. С. 28–30. URL: Link
Масюк Н.Н., Васюкова Л.К., Ищенко А.Е., Диденко П.С. Чат-бот как инновационный инструмент применения нейронных сетей при оптимизации процесса продаж // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 4. С. 184–188. URL: Link
Романова Е.В., Двигубский А.В. Чат-боты как элемент управления системой // Хроноэкономика. 2019. № 7. С. 94–99. URL: Link
Опенков М.Ю., Варакин В.С. Искусственный интеллект как экономическая категория // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Сер. Гуманитарные и социальные науки. 2018. № 1. С. 73–83. URL: Link
Бондаренко В.А., Толстяков Р.Р., Иванченко О.В., Миргородская О.Н. Применение элементов искусственного интеллекта в маркетинговой деятельности компаний // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2019. № 4. С. 41–47. URL: Link
Сухушина М.Н., Гмырь В., Тарабукин И.И., Егельская В.А. Основные преимущества чат-ботов // Вестник современных исследований. 2019. № 1-1. С. 75–76.
Пронин В.А. Как продавать товары и услуги в соцсетях Facebook и Instagram без отдела продаж // Управление продажами. 2020. № 3. С. 228–233.
Киргизова Н.П. Применение технологий искусственного интеллекта в управлении бизнес процессами российских компаний // Научный электронный журнал «Меридиан». 2020. № 9. С. 60–62. URL: Link
Баринова Н.В., Баринов В.Р. Трансформация экономического поведения потребителей в цифровом мире // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2020. Т. 17. № 5. С. 169–181. URL: Link
Козориз А.В. Чат-боты как новый инструмент организации взаимодействия с клиентом // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Т. 9. № 10-1. С. 639–648. URL: Link
Стрижакова Е.Н., Стрижаков Д.В. Четвертая промышленная революция: причины и последствия // Менеджмент в России и за рубежом. 2021. № 3. С. 90–97.