Иосифов В.В.кандидат технических наук, доцент кафедры наземного транспорта и механики, Кубанский государственный технологический университет (КубГТУ), Краснодар, Российская Федерация iosifov_v@mail.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: 3558-0754
Предмет. Стандарты на выбросы парниковых газов сегодня признаны эффективным инструментом стимулирования развития альтернативных транспортных технологий, в первую очередь, электромобилей. Однако какие-либо количественные оценки их результативности в литературе отсутствуют, что частично объясняется недостатком статистических данных по разным странам. Цели. Построение эконометрических моделей влияния введения стандартов на выбросы парниковых газов на динамику развития рынка электромобилей. Методология. Информационной базой исследования послужили ежегодные отчеты Международного энергетического агентства о развитии рынка электромобилей и данные статистического центра Global EV Data Explorer. Проанализированы временные ряды показателей количества продаж электромобилей в различных странах мира. Построены смешанные модели, учитывающие авторегрессионную составляющую, описывающую внутреннюю динамику развития рынка электромобилей, и распределенное во времени влияние стимулирующих политик. Результаты. Получены значения коэффициентов регрессии в моделях по различным странам, которые могут служить интервальными оценками при прогнозировании роста продаж электромобилей в России в случае формирования необходимых условий по развитию зарядной инфраструктуры и создания системы стимулов по выравниванию общей стоимости владения электромобилем и традиционного автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. Выводы. Такие интервальные оценки могут быть полезны при принятии решений относительно дальнейшего развития зарядной инфраструктуры, планировании загруженности мощностей по генерации электроэнергии, расчетах оптимальных объемов субсидий или налоговых льгот, выделяемых на поддержку развития электромобилей, оценки экономических последствий введения новых стандартов на выбросы СО2 и т.д.
Ключевые слова: климатическая политика, стандарты на выбросы СО2, электромобили, динамика продаж, эконометрическое моделирование, модели с распределенными лагами
Список литературы:
Li P., Lu Y., Wang J. The effects of fuel standards on air pollutions: Evidence from China // Journal of Development Economics. 2020. Vol. 146. Article 102488. URL: Link
Иосифов В.В., Ратнер П.Д. Вопросы согласования стратегий развития инновационных транспортных средств и ВИЭ в контексте новой климатической политики России // Друкеровский вестник. 2020. № 2. С. 176–186. URL: Link
Fritz M., Plötz P., Funke S.A. The impact of ambitious fuel economy standards on the market uptake of electric vehicles and specific CO2 emissions // Energy Policy. 2019. Vol. 135. Article 111006. URL: Link
Greene D.L., Sims C.B., Muratori M. Two trillion gallons: fuel savings from fuel economy improvements to US light-duty vehicles, 1975–2018 // Energy Policy. 2020. Vol. 142. Article 111517. URL: Link
Kleit A.N. Impacts of long-range increases in the fuel economy (CAFE) standard // Economic Inquiry. 2004. Vol. 42. P. 279–294. URL: URL: Link
Dimitropoulos A., Oueslati W., Sintek C. The rebound effect in road transport: a meta-analysis of empirical studies // Energy Economics. 2018. Vol. 75. P. 163–179. 1. URL: Link
Иосифов В.В. Стандарты топливной эффективности как инструмент достижения целей климатической политики: анализ результативности // Экономический вестник ИПУ РАН. 2021. Т. 2. № 1. С. 40–52. URL: Link
Ратнер С.В. Управление инновациями на предконкурентных стадиях: опыт реализации многосторонних технологических инициатив в области альтернативного транспорта // Экономический анализ: теория и практика. 2018. Т. 17. Вып. 5. С. 820–835. URL: Link
Lehtveer M., Brynolf S., Grahn M. What Future for Electrofuels in Transport? Analysis of Cost Competitiveness in Global Climate Mitigation. Environmental Science & Technology, 2019, vol. 53, no. 3, pp. 690–697. URL: Link
Hasan M.A., Abubakar I.R., Rahman S.M. et al. The synergy between climate change policies and national development goals: Implications for sustainability. Journal of Cleaner Production, 2020, vol. 249, no. 119369. URL: Link
Kiviet F.J., Dufour J.-M. Exact test in single equation autoregressive distributed lag models. Journal of Econometrics, 1997, vol. 80, iss. 2, pp. 325–353. URL: Link00048-1
Гребенюк Е.А. Построение моделей, описывающих динамику изменения во времени концентраций загрязняющих веществ в атмосфере // Проблемы управления. 2008. № 6. С. 42–50. URL: Link
Pagano M., Hartley M.J. On fitting distributed lag models subject to polynomial restrictions // Journal of Econometrics. 1981. Vol. 16. Iss. 2. P. 171–198. URL: Link90106-8
Lee J.G. Computational Materials Science: An Introduction. CRC Press, 2016, 376 p.
Santner T., Williams B., Notz W. The Design and Analysis of Computer Experiments. Springer, 2003, 236 p.
Ратнер С.В., Иосифов В.В. Государственная поддержка развития электромобилей: субсидирование или инфраструктурные стимулы // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2019. Т. 12. Вып. 4. С. 372–387. URL: Link
Davies H., Santos G., Faye I. et al. Establishing the Transferability of Best Practice in EV Policy across EU Borders. Transportation Research Procedia, 2016, no. 14, pp. 2574–2583. URL: Link
Bonges H.A., Lusk A.C. Addressing electric vehicle (EV) sales and range anxiety through parking layout, policy and regulation. Transportation Research, Part A: Policy and Practice, 2016, no. 83, pp. 63–73. URL: Link
Lopez-Behar D., Tran M., Froese T. et al. Charging infrastructure for electric vehicles in Multi-Unit Residential Buildings: Mapping feedbacks and policy recommendations. Energy Policy, 2019, vol. 126, pp. 444–451. URL: Link
Held T., Gerrits L. On the road to electrification – A qualitative comparative analysis of urban e-mobility policies in 15 European cities. Transport Policy, 2019, no. 81(C), pp. 12–23. URL: Link