Предмет. Совокупность параметров состояния организаций высшего образования, формируемых под влиянием институционального воздействия государства в аспекте придания первым статуса драйвера инновационного развития. Цели. Обзор институциональных основ регулирования инновационной активности организаций высшего образования. Методология. В работе использованы метод диалектического познания, исторический, структурно-функциональный, системный методы исследования. Результаты. Проведен обзор институциональных основ регулирования инновационной активности университетов, обусловленный ростом значимости организаций высшего образования в развитии экономических отношений на современном этапе. Позиционированы административные и экономические институты государственного регулирования инновационной активности вузов. Проанализированы государственные инициативы, направленные на достижение целей, сформулированных исходя из национальных интересов. Приведен перечень ряда cоветов и фондов, осуществляющих поддержку и стимулирование развития инновационной активности образовательных организаций в России. Область применения. Материалы исследования могут быть использованы образовательными организациями для определения ориентиров развития, в том числе инновационных, подкрепляемых разработкой локальной институциональной базы. Выводы. Инновационное развитие национальной экономики, как непременное условие ее конкурентоспособности, реализуемое на фоне усиления роли образовательных организаций в данном процессе, обусловливает настоятельность перманентного совершенствования институциональных основ регулирования инновационной активности образовательных организаций.
Ключевые слова: институциональное регулирование, экономическая политика, организации высшего образования, инновационная активность
Список литературы:
Мамедов А.А. Государственное регулирование в сфере высшего образования // Вестник РУДН. Сер. Юридические науки. 2011. № 2. С. 29–39. URL: Link
Аузан А.А. Стратегия – 2035: предварительные гипотезы // Журнал Новой экономической ассоциации. 2017. № 3. С. 185–192. URL: Link
Аузан А.А. Цифровая экономика как экономика: институциональные тренды // Вестник Московского университета. Сер. 6. Экономика. 2019. № 6. С. 12–19. URL: Link
Тамбовцев В.Л. Возможна ли единая институциональная экономическая теория? // Вопросы экономики. 2021. № 1. С. 33–51. URL: Link
Тамбовцев В.Л. Идеи и интересы, экономическая политика и институты // Вопросы экономики. 2019. № 5. C. 26–45. URL: Link
Нестеренко А.Н. Экономика и институциональная теория. М.: Эдиториал УРСС, 2002. 416 с.
Шаститко А.Е. «Институты имеют значение» vs. «только (формальные) институты имеют значение» // Вопросы экономики. 2019. № 12. С. 90–110. URL: Link
Шаститко А.Е., Маркова О.А. Стихийный спрос на институциональные изменения: к поведенческой теории общественного выбора // Общественные науки и современность. 2020. № 2. С. 132–144. URL: Link
Капелюшников Р.И. Экономические очерки: методология, институты, человеческий капитал. М.: ИД ВШЭ, 2016. 574 с.
Капелюшников Р.И. Contra панинституционализм. Ч. I // Вопросы экономики. 2019. № 7. С. 119–146. URL: Link
Капелюшников Р.И. Contra панинституционализм. Ч. II // Вопросы экономики. 2019. № 8 С. 98–126. URL: Link
Олейник А.Н., Кирдина С.Г., Попова И.П., Шаталова Т.Ю. Как ученые читают друг друга: основы теории академического чтения и ее эмпирическая проверка // Социологические исследования. 2013. № 8. С. 30–41. URL: Link
Матюгина Э.Г. Институционализация национальных эколого-экономических отношений как фактор обеспечения устойчивости хозяйственного развития. Томск: Изд-во Томского гос. архит.-строит. ун-та, 2006. 175 с.
Ярушкина Н.А. Индикаторы инновационной активности в методологии мировых рейтингов университетов // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 6. С. 121–124. URL: Link
Полихина Н.А., Тростянская И.Б., Гришакина Е.Г. и др. Проект 5-100: развитие науки в России. М.: Социоцентр, 2020. 109 с.
Строков А.А. Цифровизация образования: проблемы и перспективы // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8. № 2. С. 15. URL: Link
Аюпова Г.Т., Вандышева А.В., Гаджимирзоев Г.И. и др. Цифровизация как драйвер роста науки и образования: монография. Петрозаводск: Новая наука, 2020. 262 с.
Андрюхина Л.М., Садовникова Н.О., Уткина С.Н., Мирзаахмедов А.М. Цифровизация профессионального образования: перспективы и незримые барьеры // Образование и наука. 2020. Т. 22. № 3. С. 116–147. URL: Link
Уваров А.Ю. Образование в мире цифровых технологий: на пути к цифровой трансформации. М.: ИД ВШЭ, 2018. 168 с.
Минина В.Н. Цифровизация высшего образования и ее социальные результаты // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2020. Т. 13. Вып. 1. С. 84–101. URL: Link