Лёвина Е.П.начальник отдела документационного обеспечения, Российская таможенная академия (Владивостокский филиал), аспирантка кафедры экономики и управления, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС), Владивосток, Российская Федерация zhenechka-levina@mail.ru https://orcid.org/0000-0002-2704-2601 SPIN-код: 7400-7054
Предмет. В статье актуализирован вопрос информационной безопасности, связанный с подавляющим импортом товаров информационно-коммуникационной технологической инфраструктуры (ИКТ) и низким объемом производства аналогичных товаров на территории Российской Федерации. Цели. Разработка принципов формирования инструментария таможенно-тарифного регулирования импорта товаров ИКТ на территории Российской Федерации. Методология. В работе использованконтент-анализ существующих подходов к определению понятия «таможенная услуга», а также общенаучные методы исследования. Результаты. Согласно принципам Всемирной торговой организации выделен авторский подход к формированию инструментария таможенно-тарифного регулирования импорта ИКТ. Отличительной особенностью предложенных принципов является их направленность на защиту отечественных производителей, снижение объема импорта для обеспечения независимости отечественного потребителя от импортируемых товаров. Сформулировано авторское определение понятия «таможенная услуга». Выделено противоречие между текущей моделью реализации принципа эскалации в Едином таможенном тарифе Евразийского экономического союза и принципом эскалации, установленным Всемирной торговой организацией, а также обоснована необходимость дифференциации ставок ввозных таможенных пошлин на упомянутые группы товаров. Выводы. В связи со сложившейся спецификой применения таможенно-тарифного инструментария не все инструменты применимы в качестве мер регулирования импорта товаров ИКТ. В настоящее время самыми действенными инструментами регулирования импорта товаров информационно-коммуникационных технологий являются единый таможенный тариф и единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности.
Ахмедзянов Р.Р., Серова О.А., Воробьёва М.А. Система таможенных услуг в Российской Федерации: сущность и ее развитие // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 12-3. С. 10–13. URL: Link
Bagwell K., Staiger R.W. An Economic Theory of GATT // The American Economic Review. 1999. Vol. 89. No. 1. P. 215–248. URL: Link
Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация: экономика, политика, право. М.: Экономика, 2013. С. 117.
Блау С.Л., Малевич Ю.В., Суглобов А.Е. и др. Механизм управления государственными функциями и услугами в таможенных органах: монография. М.: ИНФРА-М, 2017. 160 с.
Гупанова Ю.Е. Методология управления качеством таможенных услуг: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2017. 152 с.
Гупанова Ю.Е. Методологические и методические основы управления качеством таможенных услуг в условиях неопределенности и риска: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2012. 164 с.
Аксёнов И.А. Механизм оказания государственных услуг в области таможенного дела: проблемы и принципы совершенствования: монография. СПб: Свое издательство, 2016. 99 с.
Макрусев В.В. Механизм «единого окна» как основа развития института таможенного администрирования // Вестник Российской таможенной академии. 2015. № 2. С. 130–135. URL: Link
Лысенко Е.А. Государственная услуга в сфере таможенного регулирования // Вестник Российской таможенной академии. 2019. № 4. С. 108–113. URL: Link