+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Национальные интересы: приоритеты и безопасность»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
5.2.4. Финансы
5.2.5. Мировая экономика
5.2.6. Менеджмент

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Журнал «Национальные интересы: приоритеты и безопасность»

1(1) - 2005 июль-август

ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ

Политика, устремленная в будущее. Президент Российской Федерации В.В. Путин обозначил новые приоритеты России

Выступая с ежегодным посланием к Федеральному Собранию Российской Федерации, Президент России Владимир Путин определил приоритетные задачи, стоящие перед Российской Федерацией. В частности, главной политико-идеологической задачей России является развитие страны как свободного демократического государства. Глава государства назвал развал Советского Союза "крупнейшей геополитической катастрофой XX века". Особенно тяжело крушение СССР отразилось на советских людях, подчеркнул он. "Десятки миллионов соотечественников оказались за пределами нашей страны, накопления граждан обесценились, а массовая бедность стала восприниматься как норма", - отметил В.Путин. Этот процесс сопровождался нестабильностью в финансовой системе и неустойчивой обстановкой в социальной сфере…


Экономическая безопасность федерального округа

Шерстюк С.Р.

В статье рассматривается проблема обеспечения экономической безопасности федерального округа, как одной из важнейших задач администрации округа, в выполнении которой проявляется способность контролировать возможное возникновение внешних и внутренних угроз и вырабатывать рекомендации субъектам РФ по их нейтрализации.


Методические аспекты формирования системы мониторинга экономической безопасности территорий

Пузов Е.Н.,
Яшин С.Н.,
Яшина Н.И.

В настоящее время особо актуальной стала сравнительная оценка регионов, в том числе и в рамках более крупных территориально-административных единиц - федеральных округов. Это связано с необходимостью мониторинга и управления экономической безопасностью региона; социально-экономическим развитием, бюджетом и финансами; экономикой и предпринимательством; имуществом и землепользованием; внешнеэкономической деятельностью; интеллектуальным и человеческим потенциалом; рисками регионального развития...


Проблема формирования социально-экономической базы российского общества

Илышев А.М.,
Демчук О.Н.

К одному из важнейших приоритетов государственной политики нашей страны - политики, ориентированной на обеспечение ее национальных интересов, - следует отнести необходимость активного участия властных структур в формировании прочной социально-экономической основы нашего общества, вступившего в сложный, длительный и полный противоречивый транзитивный период. Достаточно очевидно, что уже в самом ближайшем будущем российскому государству и обществу целесообразно значительно расширить свою социально-экономическую базу, сориентироваться на представительные и многочисленные слои новой элиты, создавать условия для ее возникновения, становления и роста. Залог успеха здесь - тесное взаимодействие властных структур с другими дееспособными "силами": гражданским обществом и предпринимательским классом. Особо важную роль в этом процессе может (и должен) сыграть так называемый "средний класс", который порождается, формируется и развивается государством, гражданским обществом, а также предпринимательским классом. Кто в настоящее время составляет средний класс в России? Какое содержание вкладывается в данное понятие отечественными учеными, специалистами и государственными деятелями, когда они говорят о необходимости создания в современной России среднего класса?


Выбор стратегического приоритета России: внешнеэкономический эффект

Шевченко И.В.,
Александрова Е.Н.,
Савченко М.И.

Углубление международной интеграции, расширение экономического сотрудничества между странами обуславливает активное участие национальной экономики в мирохозяйственных процессах и приводит к усилению роли внешнеэкономической составляющей в системе факторов роста страны. Глобализация, экспансия ТНК, смена технологических укладов, все более сильная зависимость стран от мировых рынков товаров, услуг и финансовых ресурсов приводит к усилению роли научно-технической и внешнеэкономической политики государства. Рост влияния внешних факторов экономического развития на внутренние приводит к тому, что обе группы факторов оказываются тесно взаимосвязанными, и, следовательно, должны регулироваться взаимосвязанными мерами государственного управления. Указанные факты заставляют рассматривать большее число взаимосвязанных факторов роста и соответственно требуют охвата более широкого круга стратегических вопросов при разработке политики экономического роста.


Концептуальный подход к организации противодействия высокому уровню теневой экономики в Российской Федерации

Минаков А.В.

В статье анализируются несколько подходов для снижения высокого уровня теневой экономики, которые включают либеральный, репрессивный и комплексный, также проблема исследуется в историческом плане. Известно, что судебная практика и практика работы правоохранительных органов Российской Федерации дает основания для вывода о том, что именно с принятием в 1989 году Постановлений СМ СССР "О развитии хозяйственной деятельности советских организаций за рубежом" от 18.05.1989 г. № 412 и "О мерах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности" от 07.03.1989 г. № 203, а также ряда других ведомственных актов, началась история криминального вывоза капитала из РФ. Во исполнение этого Постановления № 203 Главное управление ГТК СССР от 01.04.1989 года ввело новый порядок декларирования товаров и иного имущества, перемещаемых через границу. Это создало реальные условия для активизации преступной деятельности, связанной с нелегальным вывозом сырьевых ресурсов и размещением преступно добытых денежных средств и имущества (вывоз капитала) за рубеж…


Становление финансово-промышленных групп в российской экономике: проблемы и факторы экономической безопасности

Беседин А.Л.,
Беляев В.В.

Формирование финансово-промышленных групп (ФПГ) призвано укрепить российскую экономику путем привлечения инвестиций, восстановления и развития деловых и технологических связей между предприятиями, повышения эффективности производства. Несмотря на то, что опыт работы по развертыванию ФПГ в России насчитывает немногим более 10 лет (5 декабря 1993 года издан Указ Президента России "О создании финансово-промышленных групп и порядке их создания"), в этой области достигнуты определенные положительные результаты. Однако создание финансово-промышленных групп помимо безусловно положительных сторон в силу объективных и субъективных обстоятельств содержит в себе и некоторые потенциальные возможности для нанесения ущерба экономической безопасности как на уровне самой ФПГ, так и на уровне экономики страны в целом…


О показателях социально-экономического развития Российской Федерации

Махмудов М.Г.

В последние десятилетия появилось значительное количество работ, направленных на выработку универсальных показателей социально-экономического развития, в которых социальные аспекты играют значительную роль. К сожалению, в настоящее время экономисты, социологи, географы не пришли к единому мнению, и различные школы исследуют данное явление по своей методике. В статье ставится задача - на основе анализа существующих методик определить оптимальный набор индикаторов социально-экономического развития, которые позволили бы объективно, с достаточной степенью достоверности, представить целостную картину относительно уровня и характера протекания вышеуказанного процесса на конкретной территории.

ПРОГНОЗЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

К вопросу о современном социально-экономическом развитии России

Урдашев Б.Б.,
Колотилов О.Н.

Нынешнее экономическое положение России нельзя назвать устойчивым, ибо позитивные процессы сочетаются с нерешенными проблемами. Так, благоприятную внешнеэкономическую ситуацию, увеличение доходов от экспорта сырья не удается в полной мере использовать в виде ресурса развития экономики в целом. Данная ситуация отвлекает внимание Правительства РФ от действенных мер по активизации стимулирования роста в других отраслях реального сектора экономики страны. По подсчетам экспертов, для выполнения указания В.Путина об удвоении ВВП России, ежегодный рост должен составлять не менее чем 7,2%. С нынешними же темпами достижение этой цели откладывается примерно на 2015 год…

НА ПУТЯХ ИНТЕГРАЦИИ

Экономическое и правовое обеспечение безопасности железнодорожных перевозок на постсоветском пространстве

Артюшенко Н.Н.

Для максимального использования железнодорожных путей в республике Беларусь действует государственная экономическая программа развития Белорусской железной дороги до 2010 года, которая предусматривает меры по повышению эффективности и качества перевозок за счет роста технической и правовой безопасности, сокращения времени в пути, улучшения пассажирского комфорта, сведения до минимума простоя вагонов. Складываются благоприятные условия для создания взаимовыгодного единого таможенного пространства между Беларусью, Россией, Казахстаном, Киргизстаном, Украиной и Таджикистаном, что позволяет возвратиться к совместной эксплуатации единой железнодорожной сети и транспортных средств. В тоже время, для обеспечения экономической безопасности железнодорожных перевозок, Беларуси предстоит выполнить огромный объем модернизационных работ. В частности, государство и Белорусскую железную дорогу не удовлетворяет то, что коэффициент износа основных фондов на дороге составляет свыше 60%, старый и неконкурентоспособный подвижной состав снижает спрос на транспортные услуги, создает аварийные ситуации. Что же предстоит сделать, чтобы изменить ситуацию?

ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Безопасность города: у проблем есть решения

Куликов Н.В.

В Информационном центре Правительства Москвы прошла пресс-конференция, посвященная основным проблемам безопасности города и путям их решения. Начальник Управления по работе с органами обеспечения безопасности Правительства Москвы Н.В. Куликов рассказал о том, что удалось достигнуть на настоящий момент, об итогах реализации Комплексной городской целевой программы борьбы с преступностью в городе Москве на 2003-2005 гг. По его словам, значительные усилия Правительства Москвы сосредоточены на борьбе с терроризмом. С этой целью в Москве проведены комплексные меры по укреплению материально-технической базы правоохранительных ведомств, в том числе оснащение их средствами связи, оборудованием, инвентарем, оргтехникой и специальными средствами, а также автотранспортом.

СОВЕТЫ СПЕЦИАЛИСТА

Защита информации в компьютерных корпоративных сетях

Погуляев В.В.,
Теренин А.А.

Информация - один из основных активов организаций. Обеспечение ее безопасного использования в корпоративных вычислительных системах во многом предопределяет успех бизнеса, выживаемость хозяйствующего субъекта на рынке. К сожалению, не каждая компания придает значение вопросам своей информационной безопасности. Отчасти это происходит потому, что руководство не осознает реальную ценность ресурсов (данных), которыми владеет, и считает меры по обеспечению их конфиденциальности неоправданно дорогими. Тем временем, не исключено, что конкуренты или другие недоброжелатели готовы пойти на многое ради возможности получить доступ к этой информации, изучить ее, копировать, исказить или уничтожить. Формирование системы безопасности коммерчески ценных информационных ресурсов - проблема комплексная, которую необходимо решать на юридическом, организационно-правовом и техническом уровнях одновременно. В статье предлагаются подходы к решению некоторых наиболее распространенных вопросов обеспечения конфиденциальности информационных активов организации.

КНИЖНЫЙ КОМПАС

Риски, кризисы, экономическая безопасность: новые направления исследований

Котилко В.В.

В процессе исследований, которые проводятся в настоящее время в нашей стране, учитываются показатели, по которым осуществляется мониторинг факторов, вызывающих угрозы экономической безопасности, и устанавливаются предельные пороговые значения. Основное внимание уделяется выявлению тех рисков и кризисов, которые оказывают влияние на интеграционные процессы в рамках СНГ, а также на сближение основных макроэкономических показателей, характеризующих социально-экономическое развитие государств-участников СНГ. Группировка рисков, угроз и кризисных ситуаций использована для моделирования влияния факторов, влияющих на экономическую безопасность государств-членов СНГ. Моделирование влияния различных факторов, влияющих на экономическую безопасность, создает предпосылки для разработки сценариев развития существующих и появления новых ситуаций на пространстве СНГ. В зависимости от выбранных сценариев развития различных кризисных ситуаций на пространстве СНГ разрабатываются мероприятия по преодолению и возможному снижению ущерба от негативного влияния угроз и кризисных ситуаций на экономические процессы, происходящие на пространстве СНГ.

ДОКУМЕНТЫ

Постановление Правительства Российской Федерации от 16.05.2005 № 303 "О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации"

 

ISSN 2311-875X (Online)
ISSN 2073-2872 (Print)

Свежий номер журнала

т. 20, вып. 10, октябрь 2024

Другие номера журнала