Включен в перечень ВАК по специальностямЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:5.2.3. Региональная и отраслевая экономика 5.2.4. Финансы 5.2.5. Мировая экономика 5.2.6. Менеджмент Реферирование и индексированиеРИНЦReferativny Zhurnal VINITI RAS Worldcat LCCN Permalink Google Scholar Электронные версии в PDFEastvieweLIBRARY.RU Biblioclub |
Журнал «Национальные интересы: приоритеты и безопасность»2(2) - 2005 сентябрь-октябрь
Ключевой вопрос государственной политикиИз выступления Президента Российской Федерации В.В. Путина на встрече с членами Правительства РФ, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного совета 5 сентября 2005 года Критерии комплексной сравнительной оценки экономической безопасности территорий
Разрабатывая методику мониторинга экономической безопасности региона, нужно четко определиться с набором первичных показателей. Актуальность разработки комплексного показателя для сравнительной оценки потенциала региона и эффективности использования этого потенциала в настоящее время достаточно высока. В основе же любого комплексного показателя лежат частные и первичные показатели. При рассмотрении групп показателей (обобщающих показателей декомпозиции) и частных коэффициентов следует отметить, прежде всего, то, что для определения потенциала и эффективности использования этого потенциала набор групп показателей будет различен. Иными словами, для сравнительной оценки регионов необходимо разработать минимум два комплексных показателя. Кроме того, различным будет и характер их дальнейшей обработки; будут различаться и способы приведения частных показателей к агрегированным оценкам по группам. В статье анализируются частные первичные показатели, в частности, показатели нижнего уровня декомпозиции в рамках определения единого комплексного показателя сравнительной оценки. Проблема формирования социально-экономической базы российского общества
К одному из важнейших приоритетов государственной политики нашей страны - политики, ориентированной на обеспечение ее национальных интересов, - следует отнести необходимость активного участия властных структур в формировании прочной социально-экономической основы нашего общества, вступившего в сложный, длительный и полный противоречивый транзитивный период. Достаточно очевидно, что уже в самом ближайшем будущем российскому государству и обществу целесообразно значительно расширить свою социально-экономическую базу, сориентироваться на представительные и многочисленные слои новой элиты, создавать условия для ее возникновения, становления и роста. Залог успеха здесь - тесное взаимодействие властных структур с другими дееспособными "силами": гражданским обществом и предпринимательским классом. Особо важную роль в этом процессе может (и должен) сыграть так называемый "средний класс", который порождается, формируется и развивается государством, гражданским обществом, а также предпринимательским классом. Кто в настоящее время составляет средний класс в России? Какое содержание вкладывается в данное понятие отечественными учеными, специалистами и государственными деятелями, когда они говорят о необходимости создания в современной России среднего класса? Несовершенство критериев идентификации среднего класса, некритично заимствованные из других обществ (критерии самоидентификации, уровня доходов и образования), недоучет нашими учеными последствий чрезмерной внутригрупповой дифференциации душевых доходов и, в особенности, игнорирование в корне отличающегося отношения различных слоев среднего класса к укреплению институциональных основ российской экономики и государственности в целом ? все это тормозит процессы формирования столь нужной социально-экономической базы реализации национальных интересов… Разработка направлений регулирования транзитивной экономики как базис устойчивого роста
Решение задачи выхода национальной транзитивной экономики на устойчивые темпы экономического роста может быть успешным лишь при проведении комплексных структурных реформ экономики на основе развития новых предприятий и технологий, улучшения инвестиционного климата на уровне страны и регионов за счет внутренних возможностей экономики, а также при коренном изменении государственной финансовой политики с учетом взаимодействия с мировым сообществом, выравнивании диспропорциональных тенденций. Комплексный подход к разработке наиболее приемлемых вариантов решения задач государственного регулирования экономики России с учетом мирового опыта и специфики страны, регулирующего воздействия государства на общественный и частный секторы может стать основой разработки стратегии экономического развития и удвоения ВВП. Исходя из этого, обеспечение устойчивых темпов роста экономики является для любой страны, в том числе и для России, одной из важнейших задач ее развития. В основу экономической политики государства должно быть положено гибкое сочетание административных и экономических рычагов регулирования, способствующих эффективности рыночной экономике. Внешние эффекты и устойчивое развитие экономики: теоретический аспект
Современная ситуация в мире требует от человечества фундаментального пересмотра глобальных приоритетов. Становятся очевидными тесные взаимосвязи между экологическими, экономическими и социальными проблемами. К числу проблем, связанных с устойчивым развитием экономики, относится проблема регулирования внешних эффектов. Как известно, внешние эффекты представляют из себя издержки или выгоды, которые распространяются на экономических агентов, не участвовавших в конкретной сделке, то есть не производивших каких-либо затрат, но пользующихся результатами, полученными другими, или берущих на себя определённые потери, которые также возникают благодаря действиям других агентов… Прибыль в социально ориентированной рыночной экономике
Извлечение прибыли в сфере материального производства совершенно естественно выступает движущим мотивом и целью финансово-хозяйственной деятельности. Именно прибыль является экономической основой развития - роста стоимости капитала коммерческой организации, совершенствования технико-технологической базы производства, своевременного обновления выпускаемой продукции, повышения ее конкурентоспособности, стимулирования трудового коллектива, выполнения бюджетных обязательств, выплатцы доходов по соответствующим финансовым инструментам… Экономические отношения и интересы: сущность, содержание и структура
В процессе перехода нашей страны к рыночным условиям хозяйствования проблема экономических интересов предстала с новой стороны. Если ранее считалось, что первичными являются интересы государства (причем не только экономические), то в современной России приоритет отдается интересам личности. В связи с этим возникает необходимость переосмыслить многие устойчивые представления об экономических интересах в нашем обществе, их содержании, видах, механизме взаимодействия и формах реализации. Содержание экономических интересов можно раскрыть, охарактеризовав систему существующих в обществе экономических отношений… Пути повышения эффективности использования акционерного капитала
После осуществленной приватизации государственной собственности основная часть предприятий и организаций российской экономики изменила организационно-правовую форму своего функционирования. В частной собственности на настоящий момент сконцентрировано свыше 75%, в государственной - 4,8%, в муниципальной - 6,4%, в прочей - 13,8% общего количества предприятий и организаций. В статье предпринята попытка оценки эффективности акционерной формы собственности и влияния акционерных обществ на состояние национальной экономики.
Долгосрочная динамика отраслевой структуры российского экспорта
В статье рассматривается важная роль сырьевого сектора в экспортной структуре нашей страны в сопоставлении с машинотехническими отраслями и производствами сложной высокотехнологичной продукции. Делается заключение о том, что, несмотря на то, что сырьевой сектор сегодня занимает излишне большое место в российском экспорте, он в долгосрочной перспективе может рассматриваться как по-существу единственная реальная движущая сила, "локомотив" дальнейшего успешного развития российской экономики и экспорта. Автор дает собственные видения долгосрочных перспектив изменения товарной экспертной структуры в ракурсе общеэкономических тенденций развития российской экономики до 2050 г., конкретно формируя при этом те предпосылки, которые им закладываются а процессе описанного прогнозного сценария.
Национальная безопасность России и терроризм, национальные интересы в информационной сфере и их обеспечение в условиях терроризма
В статье раскрываетcя система и сущность национальной безопасности России, рассматривается информационная безопасность как неотъемлемая часть национальной безопасности. Дается правовая оценка законодательства в области обеспечения национальной и информационной безопасности. Отдельно рассматривается одна из наиболее актуальных угроз национальной безопасности России - терроризм, его сущность, дается его определение. Кроме того, подробно рассматривается такое явление, как кибертерроризм, которое законодательного закрепления еще не получило, однако все больше и больше приходит в нашу жизнь. Пляски со смертью продолжаются…
О борьбе с терроризмом рассказывает в интервью Олег Максимович Нечипоренко - полковник в отставке, бывший сотрудник внешней разведки. С 1961 по 1965 и с 1967 по 1971 гг. работал в резидентуре КГБ в Мексике. Автор книги "Ли Харви Освальд: путь к убийству президента". Считается одним из самых авторитетных специалистов страны по терроризму. С 2001 по 2005 гг. - генеральный директор Национального антикриминального и антитеррористического фонда. Ныне является экспертом Международной антитеррористической тренинговой ассоциации.
Использование информационно-аналитического мониторинга в фискальной и правоохранительной деятельности
Одной из главных характеристик и общей чертой существующих государственных, полугосударственных и чисто коммерческих структур, является глобальная (но хорошо замаскированная) коррупция и злоупотребления с финансовыми средствами и материальными ресурсами, патронируемое чиновниками или политиками. Возможности обеспечения выполнения поставленной Президентом РФ Путиным В.В. задачи удвоения ВВП напрямую находится в зависимости от возможности государственных органов обеспечить нужную степень контроля происходящих экономических процессов и деятельности экономических структур. В настоящий период серьезной проблемой экономической и политической стабилизации РФ является низкая эффективность степени управленческого, фискального и правоохранительного контроля функционирования экономических структур в связи с отсутствием прозрачности экономических процессов и связи их результатов и деятельности конкретных юридических и физических лиц... Безопасность города: у проблем есть решения
Начальник Управления по работе с органами обеспечения безопасности Правительства Москвы отметил, что профессиональные задачи приходится решать в условиях некомплекта личного состава органов внутренних дел. После принятия Закона РФ № 122-ФЗ, лишавшего сотрудников правоохранительных органов ряда льгот, остро встал вопрос сохранения и наращивания кадрового потенциала. В текущем году увеличилось количество выявленных преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов. Это говорит о том, что функции налоговой службы, которые были переданы органам внутренних дел, сегодня восстановлены, решена кадровая проблема (в результате реорганизации часть сотрудников была утрачена), наработан определенный опыт. Сегодня можно также констатировать, что вновь заработала Служба по контролю над незаконным оборотом наркотиков. Увеличилось число привлечения к ответственности преступников, занимавшихся сбытом наркотических веществ. Сотрудниками этой службы был выявлен ряд законспирированных каналов и пресечена деятельность нескольких преступных группировок. Основная задача, поставленная перед руководством службы мэром Москвы Ю.М.Лужковым - не допустить поступления наркотиков в Москву. Какой будет новая Комплексная городская целевая программа борьбы с преступностью в городе Москве на 2006-2010 годы? Очевидно, в ней будут учтены как все недоработки, так и весь имеющийся положительный опыт. Приоритетными направлениями в работе правоохранительных органов в ближайшие годы станут: противодействие терроризму; борьба с экономическими преступлениями и коррупцией; повышение эффективности раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений; усиление работы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, в первую очередь, по выявлению их сбытчиков и перекрытию каналов доставки наркотиков в Москву; осуществление комплекса мер по сокращению иногородней преступности и незаконной миграции.
С универсальным подходом к экономической безопасности
Издательство "Дело" выпустило учебник "Экономическая безопасность России": Общий курс (Под ред. В.К. Сенчагова. - М.: Дело, 2005 - 896 с. Среди авторов ученые Института экономики РАН и Совета по изучению производительных сил (СОПС). Книга состоит из восьми разделов, посвященных: концептуальным и историко-правовым аспектам безопасности общества, государства и личности; современным угрозам безопасности в реальном секторе экономики; финансовой безопасности страны; внешнеэкономическим аспектам экономической безопасности; региональной экономической безопасности России; социальной политике в стратегии экономической безопасности; экономической безопасности фирм и корпоративных образований; криминализации экономики и ее влиянию на безопасность личности, общества и государства. |
ISSN 2311-875X (Online)
|
|