Морозова И.А.доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики и экономической теории, Волгоградский государственный технический университет morozovaira@list.ru
В статье рассмотрен международный опыт высших образовательных учреждений в области фандрайзинга и поиска внебюджетных источников дохода. Изучена зарубежная практика использования возможностей благотворительных фондов для финансирования образовательного процесса и научно-исследовательских работ в вузах. Освещены перспективы применения опыта западноевропейских стран в области государственно-частного партнерства в системе образования в условиях современной российской экономики. Исследован инновационный вектор развития российской экономики, определяющий необходимость повышения требований, предъявляемых к качеству высшего образования и уровню образовательных услуг, соответствующему мировым стандартам. Кроме этого, проанализирован уровень научно-исследовательской деятельности, опытно-конструкторских работ, а также интеграции вузов в национальное и глобальное научное сообщество. Показана необходимость роста бюджетных расходов и инвестиций в сферу высшего образования, широкомасштабного внедрения новейших технологий обучения с применением современных информационно-коммуникационных приемов и инструментов, а также поиска дополнительных внебюджетных источников финансирования. Сформулированы стратегические задачи высшего учебного заведения, для решения которых могут быть успешно применены механизмы государственно-частного партнерства, способствующие оптимизации финансовых потоков на различных уровнях профессионального образования за счет интеграции бюджетных и внебюджетных ресурсов и обеспечивающие общественный контроль за эффективным и целевым использованием аккумулированного бюджета образовательного учреждения. Рассмотрена обширная мировая практика создания эндаумент-фондов. Сделаны выводы о том, что наличие собственного целевого капитала гарантирует вузу стабильность реализации долгосрочных научно-исследовательских программ, качественное улучшение уровня профессорско-преподавательского состава, привлечение лучших студентов и создание оптимальных материально-технических условий образовательного процесса.
Ключевые слова: высшее образование, государственно-частное партнерство, система финансового управления, фандрайзинг, эндаумент-фонд
Список литературы:
Акчурина Г.Р. Реформирование российской системы образования путем создания эндаумент-фондов как альтернатива бюджетного финансирования образования // Управление экономическими системами. 2013. № 7. С. 24.
Бахтараева К.Б. Система профессионального образования: как привлечь негосударственные инвестиции // Университетское управление: практика и анализ. 2008. № 3. С. 57–64.
Борзов С.В. Эндаумент-фонды в России и за рубежом как инструмент воспроизводства научно-образовательного потенциала вуза // Уровень жизни населения регионов России. 2012. № 8. С. 85–91.
Габидуллина Э.В. Совершенствование механизма осуществления благотворительности как дополнительного источника обеспечения сферы образования // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 324. С. 271–273.
Голышев И.Г. Модель функционирования региональных рынков труда и образовательных услуг в сфере высшего образования // Человек и образование. 2011. № 2. С. 31–35.
Горбатко Е.С. Методика формирования компетенций в интегрированной системе высшего образования // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. 2013. № 7. С. 43–49.
Дьяконова И.Б. Перспективы развития взаимодействия бизнеса и государства в образовательной сфере // Современная экономика: проблемы и решения. 2010. № 7. С. 6–14.
Дьячкова Э.А. Фонды целевого капитала российских университетов: динамика развития // Университетское управление: практика и анализ. 2013. № 5. С. 74–89.
Иванов О.И. Совершенствование организационно-экономического механизма функционирования образовательных фондов целевого капитала // Аудит и финансовый анализ. 2009. № 3. С. 281–289.
Кузнецов С.В., Тюличева Л.Д. Развитие институтагосударственно-частного партнерства в процессе модернизации профессионального образования // Экономика и управление. 2014. № 3. С. 53–58.
Леонов А.В. Место эндаументов в системе благотворительной деятельности // Экономика и предпринимательство. 2013. № 6. С. 641–644.
Лицарева Е.Ю. Позиции стран ЕС в отношении выхода из экономического кризиса 2008 г. // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 365. С. 69–76.
Минакова А.И. Внебюджетные источники финансирования деятельности автономного образовательного учреждения // Alma mater. 2014. № 1. С. 117–119.
Мысин М.Н. Возможности, особенности и перспективы использования субконтрактации в образовательной сфере (в рамках развития государственно-частного партнерства) // Современная экономика: проблемы и решения. 2014. № 2. С. 105–113.
Пашкус Н.А., Пашкус В.Ю. Модернизация российского образования: проблемы, направления, возможности внедрения в вузах // Общество: политика, экономика, право. 2014. № 3. С. 16–21.
Субанова О.С. Архитектура бизнес-процессов эндаумент-фонда университета // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2011. № 11. С. 78–81.
Субанова О.С. Фонды управления целевым капиталом: проблемы согласования интересов участников// Вестник Финансового университета. 2011. № 2. С. 65–68.
Тачалова Е.В. Механизм привлечения негосударственного финансирования в систему общего образования // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2010. № 2. С. 135–139.
Титов В., Ендовицкий Д. Эндаумент-фонды в системе высшего образования РФ // Высшее образование в России. 2007. № 11. С. 9–16.
Шмаленюк К.А. Модернизация системы высшего образования в условиях экономики знаний // Terra Economicus. 2013. Т. 11. № 3–3. С. 168–172.