+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Региональная экономика: теория и практика»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
5.2.4. Финансы
5.2.5. Мировая экономика
5.2.6. Менеджмент

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Налог на доходы физических лиц как ключевой инструмент выравнивания бюджетной асимметрии муниципалитетов Московской области

т. 13, вып. 8, февраль 2015

Доступна онлайн: 15.02.2015

Рубрика: Бюджетная система

Страницы: 27-37

Шумков А.С. аспирант кафедры менеджмента, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Владимирский филиал) 
shumkov_aleksej@mail.ru

Статья посвящена проблемам бюджетной обеспеченности регионов Российской Федерации, в том числе муниципалитетов Московской области. Изучены требования к определению уровня расчетной бюджетной обеспеченности муниципалитетов по методикам, которые позволяют сопоставить их налоговые доходы. Рассмотрены факторы пространственной дифференциации поступлений налоговых доходов. Проанализировано и оценено влияние пространственных факторов на формирование налогового потенциала муниципалитета по налогу на доходы физических лиц. Выделены факторы, формирующие налоговый потенциал муниципалитетов (налоговая база по НДФЛ и место уплаты НДФЛ). Произведен сравнительный анализ местных бюджетов Московской области по пространственному распределению указанных факторов на территории области. Оценено влияние каждого фактора на формирование финансовой асимметрии местных бюджетов. На примере Московской области рассмотрено влияние пространственных факторов, оказывающих влияние на объем поступлений налога на доходы физических лиц в местные бюджеты. Произведена оценка потерь местных бюджетов под влиянием фактора внешней трудовой миграции. Результаты исследования могут быть применены при разработке методики расчета бюджетной обеспеченности муниципалитетов Московской области и совершенствовании Закона Московской области от 22.10.2010 № 123/2010-ОЗ (ред. от 23.07.2014) "О межбюджетных отношениях в Московской области". Сделан вывод о том, что 88% различий между муниципалитетами Московской области по поступлениям налога на доходы физических лиц в расчете на душу населения зависят от асимметрии в уровне оплаты труда по поясам и секторам области с учетом потерь местных бюджетов от маятниковой трудовой миграции.

Ключевые слова: муниципалитеты, налог на доходы физических лиц в регионах, местный бюджет, территория

Список литературы:

  1. Бухвальд Е., Федоткин В. Муниципальная реформа и межбюджетные отношения в регионе // Федерализм. № 2. 2005. С. 133–160.
  2. Бюджетная система России. М.: Юнити-Дана. 2012. 704 с.
  3. Галицкая С.В. Теория и практика бюджетного федерализма. М.: Экзамен, 2002. 128 с.
  4. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов. М.: ВШЭ, 2000. 496 с.
  5. Климанов В., Лавров А. Межбюджетные отношения в России на современном этапе // Вопросы экономики. 2004. № 11. С. 111–125.
  6. Лавров А.М. Мифы и рифы российского бюджетного федерализма. М.: Магистр, 1997. 47 с.
  7. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: Либроком, 2012. 368 с.
  8. Лексин В.Н., Карачаровский В.В. Причины и последствия сверхконцентрации экономического и социального потенциалов России в ее крупнейших городах // Российский экономический журнал. 2007. № 1–2. С. 26–46.
  9. Махрова А.Г., Нефедова Т.Г., Трейвиш А.И. Московская область сегодня и завтра: тенденции и перспективы территориального развития. М.: Новый хронограф, 2008. 344 с.
  10. Нефедова Т.Г. Российская периферия как социально-экономический феномен // Региональные исследования. 2008. № 5. С. 14–30.
  11. Петрова Е.В. О проблемах распределения налога на доходы физических лиц между бюджетами разных уровней. Анализ зарубежного опыта // Успехи современного естествознания. 2007. № 9. С. 101.
  12. Поляк Г.Б. Территориальные финансы: учеб. пособие. М.: Вузовский учебник, 2006. 480 с.
  13. Скуфьина Т.П. Региональное развитие России в контексте глобальных процессов // Пространственная экономика. 2007. № 4. С. 26–39.
  14. Суглобов А.Е., Слободчиков Д.Н. Налоговый потенциал в системе бюджетного регулирования: этапы развития и перспективы // Налоги и налогообложение. 2009. № 8. С. 4–15.
  15. Суглобов А.Е. Межбюджетные отношения в Российской Федерации. М.: Юнити-Дана, 2010. 264 с.
  16. Христенко В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы. М.: Дело, 2002. 608 с.
  17. Швецов А.Н. Экономические ресурсы муниципального развития. М.: УРСС, 2004. 224 с.
  18. Швецов Ю. Эволюция российского бюджетного федерализма // Вопросы экономики. 2005. № 8. С. 76–83.
  19. Шитова Ю.Ю. Маятниковая трудовая миграция в Московской области: методический и прикладной анализ // Экономический журнал Высшей школы экономики. 2006. Т. 10. № 1. С. 63–79.
  20. Шитова Ю.Ю., Шитов Ю.А. Анализ маятниковой трудовой миграции (на примере Московской области) // Регион: экономика и социология. 2008. № 4. С. 119–137.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8733 (Online)
ISSN 2073-1477 (Print)

Свежий номер журнала

т. 22, вып. 10, октябрь 2024

Другие номера журнала