+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Региональная экономика: теория и практика»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
5.2.4. Финансы
5.2.5. Мировая экономика
5.2.6. Менеджмент

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Методический подход к оценке организационного потенциала высших учебных заведений

т. 13, вып. 13, апрель 2015

Доступна онлайн: 05.04.2015

Рубрика: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Страницы: 16-28

Васин С.М. доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории и международных отношений, Пензенский государственный университет, Пенза, Российская Федерация 
pspu-met@mail.ru

Гамидуллаева Л.А. кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и международных отношений, Пензенский государственный университет, Пенза, Российская Федерация 
gamidullaeva@gmail.com

Предмет/тема. Статья посвящена развитию образования в Российской Федерации, которое определено в качестве одной из задач социально-экономического развития страны. В настоящее время, несмотря на значительный интерес научного сообщества к проблеме эффективности высших учебных заведений, отсутствуют научные исследования, позволяющие комплексно подойти к оценке организационного потенциала университетов.
     Цели/задачи. Решение важнейшей управленческой задачи, заключающейся в разработке методики оценки организационного потенциала высших учебных заведений.
     Методология. В работе использовался метод системного анализа, а также методы математической и многомерной статистики, факторный и сравнительный анализ, метод анкетного опроса и экспертных оценок.
     Результаты. В статье проведен критический анализ подходов к оценке эффективности деятельности высших учебных заведений, функционирующих на территории Пензенской области. Установлено, что организационный потенциал является базовым элементом механизма, позволяющего повысить эффективность функционирования вузов. Предложен авторский подход к структурированию организационного потенциала высшего учебного заведения. Разработана методика оценки организационного потенциала, позволяющая учесть совокупное воздействие большинства факторов на эффективное функционирование системы управления вузом. Данная методика, во-первых, предоставляет возможность представить вуз в качестве субъекта рыночных отношений для использования в расчетах множества факторов, которые впоследствии можно дополнять. Во-вторых, появляется возможность при расчете эффективности деятельности вузов учитывать территориальные особенности регионов их нахождения. В-третьих, методика позволяет не только определить уровень частных показателей, характеризующих эффективность использования организационного потенциала, но и выявить имеющиеся резервы развития, определить ключевые факторы, оказывающие наибольшее воздействие на эффективность деятельности вузов, объединенных по территориальному признаку, а также сравнить объекты исследования между собой.
     Выводы/значимость. Применение предложенной методики в практике управления будет способствовать накоплению организационного потенциала высших учебных заведений и повышению эффективности их работы.

Ключевые слова: региональное высшее учебное заведение, организационный потенциал, управление вузом, методика оценки, эффективность функционирования, особенности региона

Список литературы:

  1. Васин С.М., Бареева И.А. О необходимости рассмотрения управления школой как социально-экономической системой // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2012. № 14-1. С. 32–36
  2. Емельянов С.Г., Борисоглебская Л.Н. Экономический механизм стратегического управления развитием вуза. М.: ГУ-ВШЭ, 2007. 223 с.
  3. Знаменский Д.Ю., Сычев А.В. Научный потенциал негосударственного вуза: системный подход к исследованию // Науковедение. 2013. № 4. URL: Link.
  4. Кравцова В.И., Васин В.А., Ан Е.А., Гавшин Б.Н., Гниненко А.В., Сорокина Г.П., Чебышева А.С. Потенциал вузов для развития посткризисной России // Системотехника. 2010. № 8. URL: Link.
  5. Левшина В.В., Шимохина В.В. Оценка результативности системы менеджмента качества образовательной организации // Проблемы современной экономики. 2007 № 3 С. 18–24.
  6. Маслов Д.В. От качества к совершенству. Полезная модель EFQM. М.: Стандарты и качество, 2008. 152 с.
  7. Палкин Е.А. Индикаторы инноваций // Аккредитация в образовании 2008 № 26. С. 54–55.
  8. Avkiran N.K. Investigating technical and scale efficiencies of Australian Universities through data envelopment analysis // Socio-Economic Planning Sciences. 2001. № 35. P. 57–80.
  9. Athanassopoulos A.D., Shale Е. Assessing the Comparative Efficiency of Higher Education Institutions in the UK by the Means of Data Envelopment Analysis // Education Economics. 1997. № 5. P. 117–134.
  10. Becker G.S. Human Capital: A theoretical and empirical analysis, with special reference to education. Columbia University Press, 1993. 412 p.
  11. Charnes А., Cooper W.W., Rhodes E. Measuring the efficiency of decision-making units // European Journal of Operational Research. 1979. Vol. 2. № 6. P. 391–465.
  12. Cooper W.W., Seiford L.M., Tone K. Data Envelopment Analysis: A Comprehensive Text with Models, Applications, References and DEA-solver software. Springer, 2007. 512 p.
  13. Goelli T. et al. An Introduction to Efficiency and Productivity Analysis. Springer, 1998. 339 p.
  14. Johnes J. Data Envelopment Analysis and its Application to the Measurement of Efficiency in Higher Education // Economics of Education Review. 2006. № 25. P. 273–288.
  15. Kaplan R.S., Norton D.P. The Balanced Scorecard: Measures that Drive Performance. Boston: Harvard Business School Press, 1992. P. 71–79.
  16. Katharakis, G., Katharaki M. A comparative assessment of Greek universities' efficiency using quantitative analysis // International Journal of Educational Research. 2010. № 49. P. 115–128.
  17. Kirby D.A. Creating Entrepreneurial Universities in the UK: Applying Entrepreneurial Theory to Practice // Journal of Technology Transfer. 2006. № 31. P. 599–603.
  18. Likert R. Human Organization: its Management and Value. Mcgraw-Hill Book, 1967. 258 p.
  19. Pohlmann T. Innovationspotenziale und – verwertungsstrategien an deutchen Hochschulen. Marburg: Discussion Papers on Strategy and Innovation. Munich Personal RePEc Archive, 2009. 46 p.
  20. Peter T.K., Yorke М. Assessment. Learning and Employability. McGraw – Hill International, 2003. 245 p.
  21. Solwati T. et al. Establishing the "practical frontier" in data envelopment analysis // Omega. 2004. № 32. P. 261–272.
  22. Yrinen M.H., Petola U. The problems of market-oriented University. Higher Education. 2006. № 52. P. 251–281.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8733 (Online)
ISSN 2073-1477 (Print)

Свежий номер журнала

т. 22, вып. 10, октябрь 2024

Другие номера журнала