Малиновская О.В.доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита, Санкт-Петербургский государственный университет морского и речного флота им. С.О. Макарова, Санкт Петербург, Российская Федерация ifinansy@yandex.ru
Бровкина А.В.доцент кафедры финансов и кредита, Санкт-Петербургский государственный университет морского и речного флота им. С.О. Макарова, Санкт Петербург, Российская Федерация brovkinaav@mail.ru
Предмет/тема. Статья посвящена выявлению ключевых проблем развития инвестиционной деятельности на региональном уровне в сфере транспортной инфраструктуры. Цели/задачи. Цели - обоснование и систематизация институциональных факторов, влияющих на инвестиционный климат в регионе. Методология. Для исследования использованы логический, причинно-следственный, сравнительный, системный виды анализа, а также метод систематизации. Результаты. Проведен обзор и осуществлен анализ исследований, посвященных проблемам развития инвестиционной деятельности на региональном уровне. На основе макроэкономического анализа региональных и федеральных инвестиционных программ представлен процесс развития инвестиционных проектов, которые требуют становления и развития институциональных факторов. В современных условиях они являются основой государственной инвестиционной политики и стратегии в транспортном комплексе региона. Выводы/значимость. В статье отражены ключевые проблемы развития инвестиционной деятельности, отмечены недостатки ее развития, замедляющие рост региональной и национальной экономики, ведущие к снижению инвестиционной привлекательности региона и неадекватности оценки его инвестиционного климата. Обоснована приоритетность институциональных факторов в транспортном комплексе региона и определена их роль в инвестиционном процессе, позволяющая рассматривать эти факторы в качестве основного инструментария развития инвестиционного потенциала региона и его транспортного комплекса. Раскрыт содержательный потенциал институциональных факторов, осуществлена их структуризация, включающая инвестиционную открытость транспортного комплекса региона, наличие значимых отраслевых инвестиционных проектов, в том числе проектов государственно-частного партнерства, способы финансовой поддержки обоснования и реализации инвестиционных проектов. Идентифицированы особенности институциональных факторов, обеспечивающие формирование благоприятного инвестиционного климата, образующего потенциал конкурентоспособности региона, от которого в значительной степени зависит приход консервативных институциональных инвесторов.
Амадаев А.А. Методические аспекты формирования механизма управления инвестициями на региональном уровне // Экономика и предпринимательство. 2014. № 11-2. С. 254–261.
Беломестнов В.Г., Цыбикдоржиева О.М. Формирование и реализация государственной политики привлечения инвестиций в регионах // Проблемы современной экономики. 2013. № 1. С. 132–134.
Бондарь Н.Н. Оценка ожидаемого транспортного потока в обосновании инвестиционных проектов дорожного строительства на условиях концессии // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 19. С. 19–24.
Губанов Р.С. Особенности государственно-частного партнерства в условиях развития финансового сектора в Рязанской области // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 33. С. 32–38.
Емельянов Ю., Леонова Ю. Привлекательность России для зарубежных инвестиций // Проблемы теории и практики управления. 2014. № 6. С. 8–16.
Иванова И.А. Интегральная оценка и прогнозирование инновационного потенциала регионов Приволжского федерального округа // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 36. С. 20–29.
Киселева О.В. Политика привлечения инвестиций в регион // Регионология. 2013. № 1. С. 21–27.
Кочемасова А.В. Прямые иностранные инвестиции как фактор инновационного роста российской экономики: приоритеты и новые возможности // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 21. С. 19–31.
Малиновская О.В., Бровкина А.В. Инфраструктурные облигации – инновационный инструмент финансирования проектов государственно-частного партнерства на транспорте // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 11. С. 17–26.
Малютина Т.Д. Проблемы и пути развития транспортной отрасли России // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 19. С. 7–12.
Названова К.В. Инвестиционная деятельность и инновационное развитие: основные проблемы и ограничения (на примере Владимирской области) // Экономический анализ: теория и практика. 2015. № 6. С. 57–66.
Прохоров А.Ю. Стратегия привлечения инвестиций в регион // Российское предпринимательство. 2012. № 19. С. 131–134.
Савина Т.Н. Роль институциональной среды в условиях инновационного развития экономики России // Финансы и кредит. 2012. № 35. С. 59–69.
Смешко О. Управление инвестициями на уровне региона: методы // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2014. № 3. С. 114–118.
Стародубцева Е.Б. Иностранные инвестиции в РФ в современных условиях // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 47. С. 15–23.
Ульянова О.Ю., Никифорова М.Е. Развитие государственно-частного партнерства как формы финансирования инновационных инфраструктурных проектов // Российское предпринимательство. 2007. № 9-1. C. 60–64.
Федотова Г.В. Роль институтов развития в реализации государственной инвестиционной политики // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 5. С. 43–47.
Швецов А.Н. Интеграционные механизмы ускорения территориального развития // Труды Института системного анализа РАН. 2006. Т. 22. С. 160–180.
Шураева К.В. Особенности формировании механизма инфраструктурного обеспечения развития инвестиционной деятельности в регионе // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2010. № 4. URL: Link.
Эльканов Р.Х. Влияние инвестиционной политики на экономику и реализация инфраструктурных проектов в Северо-Кавказском федеральном округе // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2015. № 1. С. 21–29.